THX 1138
1971; США; 84 мин.
Drama/Sci-Fi
* * * * * / 6.8
Режиссер: Джордж Лукас
В ролях: Роберт Дювалл, Дональд Плизенс, Дон Педро Колли, Мэгги Макоми, Йен Уолфи, Сид Хейг, Маршалл Эфрон, Джон Пирс, Джонни Вайсмюллер-мл., Роберт Фиро
Сейчас в это сложно поверить, но когда-то не существовало «Звездных войн». Не было тогда и ILM (Industrial Light & Magic) – компании, сделавшей спецэффекты совершенными. Когда-то Джордж Лукас был никому не известным парнем, страстно желавшим делать кино. Но уже тогда он был немного сумасшедшим, ведь только такой человек мог придумать и воплотить в жизнь то, что теперь стало историей.
Объект THX 1138 (Дювалл) живет и работает в некоем совершенном обществе. Иначе как объект его назвать сложно, так как совершенно неясно, кто он, откуда взялся и для чего существует. По-видимому, он и сам не знает ответа на все эти вопросы. Днем он управляет роботом, собирая сложные механизмы, а вечером наслаждается просмотром голографического телевидения, ориентированного либо на эротику, либо на насилие. Вместе с THX живет объект женского пола – LUH 3417 (Макоми). Наверное, они не должны обращать друг на друга внимания, но у них это не получается, – они любят друг друга. Непонятно, разрешается ли делать это в этом обществе, ведь каждый день его граждане должны принимать специальные пилюли, по-видимому, глушащие какие-либо желания. А для успокоения души служит и некий виртуальный проповедник, символизирующий Бога, высшее существо, к которому можно обратиться за помощью в трудный момент. Все должны быть послушными роботами и трудиться на благо общества. Но находятся и те, кто хочет узнать, как это – по-другому… Герои фильма принадлежат именно к этой категории, – взаимное чувство для них важнее общего блага. Кроме того, THX задает слишком много вопросов, сомневаясь в правильности своего существования. Но долго подобное продолжаться не может.
Когда THX разлучают с возлюбленной и судят за «уклонение от приема лекарств и сексуальные отклонения от нормы», он оказывается в некоем бесконечно белом пространстве среди таких же отщепенцев, как и он. Они произносят невнятные вычурные монологи, призывая то к единству, то к революции. Но здесь никто никого не слышит, никто никому не верит, никто ни на что не надеется. Лишь один из них, SEN 5241, обращает внимание на THX. Он ведет с ним пространные беседы, но герой не обращает ни на кого внимания. Он словно закрыт внутри своей скорлупы, внутри своего «я». Его лишили смысла жизни – лишили любви. И, несмотря на то, что ему уже промыли мозги, он не забыл об этом. Долгое время THX остается безучастным ко всему и лишь после того, как ему возвращают LUH, чтобы потом вновь забрать (сон это или реальность – этот вопрос так и остается открытым), он принимает решение – уйти. Он хочет не столько найти свою любимую, сколько вырваться из этого мира. Уйти из реальности, хотя какая реальность является мнимой, а какая настоящей – неизвестно. Однажды он начинает свой путь. Он не знает, куда нужно идти. Он просто идет. С ним увязывается SEN, так, из интереса, проверить, хватит ли у THX сил и терпения. Но есть у него и свои интересы – он ищет Бога, того самого, из прошлой жизни. Белой пустоте вокруг не видно конца, но однажды беглецам на пути встречается еще один странник, который просто потерялся. Но он знает, где выход.
Выйдя из пустоты одиночества, герои оказываются среди сотен себе подобных. Таких же – одетых в белое и обритых наголо, спешащих по своим делам и ни на кого не обращающих внимание. Таких, какими когда-то были они – существ, не имеющих цели. Все вокруг шумит и движется, но не имеет жизни, как и окружающее все холодное пространство, созданное из стали, стекла и бетона. Весь этот мир совершенно безличен, ни одно из населяющих его существ не имеет души, кажется, что все они – винтики в едином механизме, предназначенном для какой-то высшей, недоступной их пониманию цели. И среди этого движутся наши герои, проходя сквозь лабиринты стальных конструкций и безучастных машин. Все это время их будут преследовать представители местной правоохранительной системы, которая следит за каждым и ведет строгий финансовый учет – во сколько обходится тот или иной объект. Эти безликие существа со стальными лицами, закованными в полицейские шлемы, идут по следу, но все время отстают на полшага. Героям все же удается получить ответы на мучающие их вопросы, но лишь отчасти, поверхностно. Так, SEN находит Бога, с которым он общался столько времени, но тот оказывается всего лишь элементом телевизионной студии. Он – фикция, обман, но существует ли настоящий Бог? На этот вопрос SEN ответа не находит, а когда пытается сделать еще один шаг вперед, страх перед неизвестным берет верх и он возвращается в пусть бездушный, но привычный мир. THX же, узнав, что LUH разобрана на органы, продолжает искать свою правду, искать выход из окружающей его действительности. Он не останавливается и бежит вперед, пытаясь вырваться из темницы, в которую заточен. И когда он на автомобиле мчит по пустынному тоннелю навстречу неизвестности, он все еще верит в то, что ответ где-то рядом, нужно лишь успеть до него добежать. Преследователи сидят у него на хвосте, почти настигая его, но когда из координационного центра приходит сообщение, что расходы на объект превышают все допустимые нормы, его оставляют в покое. Его, лезущего по металлическим поручням гигантского колодца навстречу свету. Тогда он и обретает настоящую свободу. А когда он оказывается на поверхности и в первый раз видит бескрайнее небо и огромное солнце на нем, он не только находит ответ, но и обретает смысл. И пусть впереди неизвестность, теперь он свободен…
Джордж Лукас снял очень тонкое, философское кино, смотря которое не сразу осознаешь всей его глубины. И если в «Звездных войнах» он окружил всю философскую начинку сказочным антуражем, то здесь он предельно реалистичен. Несмотря на то, что действие происходит в выдуманном мире будущего, все вопросы, которые поднимает автор, актуальны и сегодня. Поиск своего «я», попытка обрести свободу и найти ответ на главный вопрос – это то, что интересует каждого. Заключив героя в подземные лабиринты гигантской фабрики, Лукас показывает тем самым не столько безразличный к человеку мир, сколько его личную тюрьму, в которой заключен каждый из нас. Все хотели бы вырваться из нее, но не каждый делает первый шаг. Быть не как все – вот один из главных призывов этой медленной, но все же динамичной картины.
В своем первом фильме Лукас предельно точен, что отражается во всем – от точно выверенного сценария до безупречно выстроенной картинки. Каждый кадр фильма – идеальная фотография, за что можно благодарить не только Лукаса, но и работавших с ним операторов – Дэвида Майерса и Альберта Кина. И пусть картине не хватает тепла, а главенствующим цветом в ней является белый, все это совершенно оправдано задумкой режиссера. Смотря этот фильм, не сразу начинаешь понимать, чего именно хочет режиссер. Сюжет кажется невнятным, действие – вялотекущим, герои – безликими. Возникает куча претензий. Такова уж была воля режиссера – для понимания этой картины нужно досмотреть ее до конца. И лишь потом понимаешь, что хотел сказать автор. Понимаешь многое, но вопросы все равно остаются.
В год выхода картины сравнивать ее было практически не с чем, и что-то подобное можно было обнаружить только в литературе. Так что тогда какие-либо параллели можно было проводить только с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Сегодня же, когда фантастика стала одним из самых востребованных жанров, начинаешь замечать, что след «THX 1138» можно найти во многих фильмах. Вышедший несколькими годами позже «Побег Логана» также рассказывал о попытке вырваться из «идеального» общества. По духу близок ему и «1984», по Джорджу Орруэлу. Даже «Матрица» со своим миром машин и людей-батарей явно ориентирована на фильм Лукаса. Но ближе всего к фильму, как бы это странно не звучало, находится картина Майкла Бэя «Остров», которая по сути своей просто разжевывает сюжет «THX 1138». Конечно сомнительно, чтобы Джордж Лукас в 1971 году задумывался о клонировании или чем-то подобном. Скорее он имел в виду нечто другое. Да и не столько это было для него важно. Гораздо важнее для него было выразить, как это – обрести свободу.
Плюсы: идеальная гармония изображения и действия, за которыми скрыт глубочайший смысл.
Минусы: не сразу понимаешь, куда клонит Лукас, но в итоге и это становится плюсом.
1971; США; 84 мин.
Drama/Sci-Fi
* * * * * / 6.8
Режиссер: Джордж Лукас
В ролях: Роберт Дювалл, Дональд Плизенс, Дон Педро Колли, Мэгги Макоми, Йен Уолфи, Сид Хейг, Маршалл Эфрон, Джон Пирс, Джонни Вайсмюллер-мл., Роберт Фиро
Сейчас в это сложно поверить, но когда-то не существовало «Звездных войн». Не было тогда и ILM (Industrial Light & Magic) – компании, сделавшей спецэффекты совершенными. Когда-то Джордж Лукас был никому не известным парнем, страстно желавшим делать кино. Но уже тогда он был немного сумасшедшим, ведь только такой человек мог придумать и воплотить в жизнь то, что теперь стало историей.
Объект THX 1138 (Дювалл) живет и работает в некоем совершенном обществе. Иначе как объект его назвать сложно, так как совершенно неясно, кто он, откуда взялся и для чего существует. По-видимому, он и сам не знает ответа на все эти вопросы. Днем он управляет роботом, собирая сложные механизмы, а вечером наслаждается просмотром голографического телевидения, ориентированного либо на эротику, либо на насилие. Вместе с THX живет объект женского пола – LUH 3417 (Макоми). Наверное, они не должны обращать друг на друга внимания, но у них это не получается, – они любят друг друга. Непонятно, разрешается ли делать это в этом обществе, ведь каждый день его граждане должны принимать специальные пилюли, по-видимому, глушащие какие-либо желания. А для успокоения души служит и некий виртуальный проповедник, символизирующий Бога, высшее существо, к которому можно обратиться за помощью в трудный момент. Все должны быть послушными роботами и трудиться на благо общества. Но находятся и те, кто хочет узнать, как это – по-другому… Герои фильма принадлежат именно к этой категории, – взаимное чувство для них важнее общего блага. Кроме того, THX задает слишком много вопросов, сомневаясь в правильности своего существования. Но долго подобное продолжаться не может.
Когда THX разлучают с возлюбленной и судят за «уклонение от приема лекарств и сексуальные отклонения от нормы», он оказывается в некоем бесконечно белом пространстве среди таких же отщепенцев, как и он. Они произносят невнятные вычурные монологи, призывая то к единству, то к революции. Но здесь никто никого не слышит, никто никому не верит, никто ни на что не надеется. Лишь один из них, SEN 5241, обращает внимание на THX. Он ведет с ним пространные беседы, но герой не обращает ни на кого внимания. Он словно закрыт внутри своей скорлупы, внутри своего «я». Его лишили смысла жизни – лишили любви. И, несмотря на то, что ему уже промыли мозги, он не забыл об этом. Долгое время THX остается безучастным ко всему и лишь после того, как ему возвращают LUH, чтобы потом вновь забрать (сон это или реальность – этот вопрос так и остается открытым), он принимает решение – уйти. Он хочет не столько найти свою любимую, сколько вырваться из этого мира. Уйти из реальности, хотя какая реальность является мнимой, а какая настоящей – неизвестно. Однажды он начинает свой путь. Он не знает, куда нужно идти. Он просто идет. С ним увязывается SEN, так, из интереса, проверить, хватит ли у THX сил и терпения. Но есть у него и свои интересы – он ищет Бога, того самого, из прошлой жизни. Белой пустоте вокруг не видно конца, но однажды беглецам на пути встречается еще один странник, который просто потерялся. Но он знает, где выход.
Выйдя из пустоты одиночества, герои оказываются среди сотен себе подобных. Таких же – одетых в белое и обритых наголо, спешащих по своим делам и ни на кого не обращающих внимание. Таких, какими когда-то были они – существ, не имеющих цели. Все вокруг шумит и движется, но не имеет жизни, как и окружающее все холодное пространство, созданное из стали, стекла и бетона. Весь этот мир совершенно безличен, ни одно из населяющих его существ не имеет души, кажется, что все они – винтики в едином механизме, предназначенном для какой-то высшей, недоступной их пониманию цели. И среди этого движутся наши герои, проходя сквозь лабиринты стальных конструкций и безучастных машин. Все это время их будут преследовать представители местной правоохранительной системы, которая следит за каждым и ведет строгий финансовый учет – во сколько обходится тот или иной объект. Эти безликие существа со стальными лицами, закованными в полицейские шлемы, идут по следу, но все время отстают на полшага. Героям все же удается получить ответы на мучающие их вопросы, но лишь отчасти, поверхностно. Так, SEN находит Бога, с которым он общался столько времени, но тот оказывается всего лишь элементом телевизионной студии. Он – фикция, обман, но существует ли настоящий Бог? На этот вопрос SEN ответа не находит, а когда пытается сделать еще один шаг вперед, страх перед неизвестным берет верх и он возвращается в пусть бездушный, но привычный мир. THX же, узнав, что LUH разобрана на органы, продолжает искать свою правду, искать выход из окружающей его действительности. Он не останавливается и бежит вперед, пытаясь вырваться из темницы, в которую заточен. И когда он на автомобиле мчит по пустынному тоннелю навстречу неизвестности, он все еще верит в то, что ответ где-то рядом, нужно лишь успеть до него добежать. Преследователи сидят у него на хвосте, почти настигая его, но когда из координационного центра приходит сообщение, что расходы на объект превышают все допустимые нормы, его оставляют в покое. Его, лезущего по металлическим поручням гигантского колодца навстречу свету. Тогда он и обретает настоящую свободу. А когда он оказывается на поверхности и в первый раз видит бескрайнее небо и огромное солнце на нем, он не только находит ответ, но и обретает смысл. И пусть впереди неизвестность, теперь он свободен…
Джордж Лукас снял очень тонкое, философское кино, смотря которое не сразу осознаешь всей его глубины. И если в «Звездных войнах» он окружил всю философскую начинку сказочным антуражем, то здесь он предельно реалистичен. Несмотря на то, что действие происходит в выдуманном мире будущего, все вопросы, которые поднимает автор, актуальны и сегодня. Поиск своего «я», попытка обрести свободу и найти ответ на главный вопрос – это то, что интересует каждого. Заключив героя в подземные лабиринты гигантской фабрики, Лукас показывает тем самым не столько безразличный к человеку мир, сколько его личную тюрьму, в которой заключен каждый из нас. Все хотели бы вырваться из нее, но не каждый делает первый шаг. Быть не как все – вот один из главных призывов этой медленной, но все же динамичной картины.
В своем первом фильме Лукас предельно точен, что отражается во всем – от точно выверенного сценария до безупречно выстроенной картинки. Каждый кадр фильма – идеальная фотография, за что можно благодарить не только Лукаса, но и работавших с ним операторов – Дэвида Майерса и Альберта Кина. И пусть картине не хватает тепла, а главенствующим цветом в ней является белый, все это совершенно оправдано задумкой режиссера. Смотря этот фильм, не сразу начинаешь понимать, чего именно хочет режиссер. Сюжет кажется невнятным, действие – вялотекущим, герои – безликими. Возникает куча претензий. Такова уж была воля режиссера – для понимания этой картины нужно досмотреть ее до конца. И лишь потом понимаешь, что хотел сказать автор. Понимаешь многое, но вопросы все равно остаются.
В год выхода картины сравнивать ее было практически не с чем, и что-то подобное можно было обнаружить только в литературе. Так что тогда какие-либо параллели можно было проводить только с «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Сегодня же, когда фантастика стала одним из самых востребованных жанров, начинаешь замечать, что след «THX 1138» можно найти во многих фильмах. Вышедший несколькими годами позже «Побег Логана» также рассказывал о попытке вырваться из «идеального» общества. По духу близок ему и «1984», по Джорджу Орруэлу. Даже «Матрица» со своим миром машин и людей-батарей явно ориентирована на фильм Лукаса. Но ближе всего к фильму, как бы это странно не звучало, находится картина Майкла Бэя «Остров», которая по сути своей просто разжевывает сюжет «THX 1138». Конечно сомнительно, чтобы Джордж Лукас в 1971 году задумывался о клонировании или чем-то подобном. Скорее он имел в виду нечто другое. Да и не столько это было для него важно. Гораздо важнее для него было выразить, как это – обрести свободу.
Плюсы: идеальная гармония изображения и действия, за которыми скрыт глубочайший смысл.
Минусы: не сразу понимаешь, куда клонит Лукас, но в итоге и это становится плюсом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий