четверг, 19 ноября 2009 г.

002: Операция «Луна» (1965)

002: Операция «Луна»
00-2 Operazione Luna / 002 Operation Moon / Dos cosmonautas a la fuerza
1965; Италия/Испания; 90 мин.

Comedy/Sci-Fi
* * / 5.1

Режиссер: Лючио Фульчи
В ролях: Франко Франчи, Чикко Инграссиа, Моника Рэндалл, Линда Сини, Мария Сильва, Елена Седлак, Эмилио Родригес, Чиро Бернейо, Игнасио Леоне, Франко Морици, Энцо Андронико, Пьеро Морджиа, Лиино Банфи

Назвать итальянский комедийный дуэт Франко Франчи и Чикко Инграссиа знаменитым нельзя, хотя в свое время они пользовались в Италии огромной популярностью, неизменно собирая на свои фильмы толпы простых итальянцев, желающих посмеяться над незадачливыми героями, неизменно попадающими в нелепые ситуации. Так сложилось, что время расставило все по местам, и дуэт затерялся в истории среди себе подобных, впрочем, весьма заслуженно, так как ничем особо выдающимся на самом-то деле Франко и Чикко не выделялись. Чаще всего сегодня их вспоминают в связи с режиссером Лючио Фульчи, который до того как прославиться на ниве хоррора, снимал комедии, в большей части которых снялись именно Франко Франчи и Чикко Инграссиа. При этом Фульчи снимал свои комедии просто спринтерскими темпами: с 1962 года «Операция «Луна» была уже 8-м фильмом с этим комедийным дуэтом. Комики пользовались определенным успехом, поэтому студия, желая получить максимальные дивиденды, штамповала картины с их участием с пулеметной скорострельностью, не придавая особого значения художественной ценности, рассчитывая главным образом на самую невзыскательную публику.
В очередном своем приключении мелким воришкам Франко и Чикко предстояло оказаться на земной орбите, что на заре космической эры и исследования ближнего космоса было весьма своевременной реакцией на происходящее в мире. Фильм начинается с того, что находящийся на орбите советский космический корабль с любопытнейшим названием «Попов-1» и двумя космонавтами на борту теряет связь с базой. Находящееся на Земле начальство, пытаясь избежать огласки и конфуза перед мировой общественностью, принимает решение послать на орбиту двойников пропавшей экспедиции. В это время в Риме арестовывают двух незадачливых грабителей, которые похожи на русских космонавтов как две капли воды (и тех и других играют Франко и Чикко). Советский агент в Риме, чьим прикрытием является салон красоты, обслуживающий жен итальянской элиты, обнаруживает фото грабителей в местной газете и, убедившись в том, что парочка жуликов как нельзя лучше подходит для предстоящей операции, похищает их и переправляет в Москву. Так Франко и Чикко оказываются на борту космического корабля, получившего кодовое название «Попов-2» и запущенного в космос. Вернувшись на Землю, они продолжают играть роль космонавтов. Достижению общих целей итальянское происхождение «космонавтов» не мешает: они просто сидят перед счастливой публикой, делают серьезные лица, изредка кивая и помалкивая. Все осложняется, когда на базу прибывают жены и семьи космонавтов, которым остается лишь удивляться тому, почему их мужья говорят по-итальянски. Окончательно же ситуация усугубляется с возвращением на землю пропавшего экипажа корабля «Попов-1».
Таков сюжет этой незамысловатой истории, построенной по принципу «необычайных приключений итальянцев в России». И если советская «итальянская» комедия действительно была смешной, то ее боле ранний итальянский собрат выглядит значительно беднее. Юмор здесь, как и в большинстве картин с участием Франко и Чикко, строится на гримасах героев и нелепости ситуаций, в которые попадает парочка итальянских дурачков. Фильмы комического дуэта снимались очень быстро и с минимальными затратами, поэтому условность космического путешествия сразу бросается в глаза, да и занимает совсем немного времени. Основные события происходят уже на Земле, где основные шутки построены на языковом барьере, ведь все советские граждане, разумеется, говорят по-русски. Для понимания происходящего итальянцами фильм снабжен субтитрами, что лишает определенного удовольствия зрителей, не знакомых с русской речью и не способных насладиться немыслимыми оборотами русского языка в его итальянском произношении. Один из рецензентов фильма даже нашел в этом некий положительный эффект, посчитав, что таким образом зритель может познакомиться с русским языком поближе. С этим он, конечно, преувеличил, но в чем он не ошибся, так это в том, что наличие субтитров является одной из немногих положительных сторон данного фильма. Остальные положительные стороны смогут найти лишь любители дешевых киноподелок категории «В». Вот они-то смогут найти, над чем здесь посмеяться, тогда как остальным возможным зрителям (а они в силу редкости фильма вряд ли появятся) «ловить здесь нечего»: фильм, который должен быть комедией, абсолютно не смешной, а его примитивность и явная второразрядность лишь убеждает в том, что снимать его было совсем не обязательно.
Правда, с последним итальянские продюсеры вряд ли бы согласились, так как на этом фильме они тоже смогли заработать, хотя «Операция «Луна» и собрала меньше, чем его предшественники. Не помешало это и самим Франко и Чикко, продолжившим эксплуатировать образы кривляющихся итальянских идиотов-жуликов: дуэт продержался на экранах до начала 70-х годов, постепенно скатываясь все ниже и теряя своих поклонников. Позже актеры уйдут на телеэкран, хотя Чикко Инграссиа даже умудриться каким-то образом сняться у Федерико Феллини в его «Амаркорде». Лючио Фульчи, сняв еще несколько фильмов с участием дуэта, уже в 1969 году в «Беатриче Ченчи» обратится к жанру хоррора, став через некоторое время одним из ведущих производителей итальянских ужасов, и больше никогда не будет снимать комедий, посчитав, что десяти лет, проведенных в работе над фильмами об идиотах, ему достаточно. Что же, тут он прав, но по моему мнению для осознания этого было бы достаточно и гораздо меньшего времени.

Р.S.: Судя по всему итальянский лаундж (в смысле музыки) основывался именно на этом...



Плюсы: есть возможность узнать, чем занимался Лючио Фульчи до того, как стал снимать ужасы.

Минусы: на примере данного фильма делать этого не стоит, лучше посмотрите «Воров» или «Двух легионеров».

Комментариев нет:

Отправить комментарий