Назвать итальянский комедийный дуэт Франко Франчи и Чикко Инграссиа знаменитым нельзя, хотя в свое время они пользовались в Италии огромной популярностью, неизменно собирая на свои фильмы толпы простых итальянцев, желающих посмеяться над незадачливыми героями, неизменно попадающими в нелепые ситуации. Так сложилось, что время расставило все по местам, и дуэт затерялся в истории среди себе подобных, впрочем, весьма заслуженно, так как ничем особо выдающимся на самом-то деле Франко и Чикко не выделялись. Чаще всего сегодня их вспоминают в связи с режиссером Лючио Фульчи, который до того как прославиться на ниве хоррора, снимал комедии, в большей части которых снялись именно Франко Франчи и Чикко Инграссиа. При этом Фульчи снимал свои комедии просто спринтерскими темпами: с 1962 года «Операция «Луна» была уже 8-м фильмом с этим комедийным дуэтом. Комики пользовались определенным успехом, поэтому студия, желая получить максимальные дивиденды, штамповала картины с их участием с пулеметной скорострельностью, не придавая особого значения художественной ценности, рассчитывая главным образом на самую невзыскательную публику. В очередном своем приключении мелким воришкам Франко и Чикко предстояло оказаться на земной орбите, что на заре космической эры и исследования ближнего космоса было весьма своевременной реакцией на происходящее в мире. Фильм начинается с того, что находящийся на орбите советский космический корабль с любопытнейшим названием «Попов-1» и двумя космонавтами на борту теряет связь с базой. Находящееся на Земле начальство, пытаясь избежать огласки и конфуза перед мировой общественностью, принимает решение послать на орбиту двойников пропавшей экспедиции. В это время в Риме арестовывают двух незадачливых грабителей, которые похожи на русских космонавтов как две капли воды (и тех и других играют Франко и Чикко). Советский агент в Риме, чьим прикрытием является салон красоты, обслуживающий жен итальянской элиты, обнаруживает фото грабителей в местной газете и, убедившись в том, что парочка жуликов как нельзя лучше подходит для предстоящей операции, похищает их и переправляет в Москву. Так Франко и Чикко оказываются на борту космического корабля, получившего кодовое название «Попов-2» и запущенного в космос. Вернувшись на Землю, они продолжают играть роль космонавтов. Достижению общих целей итальянское происхождение «космонавтов» не мешает: они просто сидят перед счастливой публикой, делают серьезные лица, изредка кивая и помалкивая. Все осложняется, когда на базу прибывают жены и семьи космонавтов, которым остается лишь удивляться тому, почему их мужья говорят по-итальянски. Окончательно же ситуация усугубляется с возвращением на землю пропавшего экипажа корабля «Попов-1». Таков сюжет этой незамысловатой истории, построенной по принципу «необычайных приключений итальянцев в России». И если советская «итальянская» комедия действительно была смешной, то ее боле ранний итальянский собрат выглядит значительно беднее. Юмор здесь, как и в большинстве картин с участием Франко и Чикко, строится на гримасах героев и нелепости ситуаций, в которые попадает парочка итальянских дурачков. Фильмы комического дуэта снимались очень быстро и с минимальными затратами, поэтому условность космического путешествия сразу бросается в глаза, да и занимает совсем немного времени. Основные события происходят уже на Земле, где основные шутки построены на языковом барьере, ведь все советские граждане, разумеется, говорят по-русски. Для понимания происходящего итальянцами фильм снабжен субтитрами, что лишает определенного удовольствия зрителей, не знакомых с русской речью и не способных насладиться немыслимыми оборотами русского языка в его итальянском произношении. Один из рецензентов фильма даже нашел в этом некий положительный эффект, посчитав, что таким образом зритель может познакомиться с русским языком поближе. С этим он, конечно, преувеличил, но в чем он не ошибся, так это в том, что наличие субтитров является одной из немногих положительных сторон данного фильма. Остальные положительные стороны смогут найти лишь любители дешевых киноподелок категории «В». Вот они-то смогут найти, над чем здесь посмеяться, тогда как остальным возможным зрителям (а они в силу редкости фильма вряд ли появятся) «ловить здесь нечего»: фильм, который должен быть комедией, абсолютно не смешной, а его примитивность и явная второразрядность лишь убеждает в том, что снимать его было совсем не обязательно. Правда, с последним итальянские продюсеры вряд ли бы согласились, так как на этом фильме они тоже смогли заработать, хотя «Операция «Луна» и собрала меньше, чем его предшественники. Не помешало это и самим Франко и Чикко, продолжившим эксплуатировать образы кривляющихся итальянских идиотов-жуликов: дуэт продержался на экранах до начала 70-х годов, постепенно скатываясь все ниже и теряя своих поклонников. Позже актеры уйдут на телеэкран, хотя Чикко Инграссиа даже умудриться каким-то образом сняться у Федерико Феллини в его «Амаркорде». Лючио Фульчи, сняв еще несколько фильмов с участием дуэта, уже в 1969 году в «Беатриче Ченчи» обратится к жанру хоррора, став через некоторое время одним из ведущих производителей итальянских ужасов, и больше никогда не будет снимать комедий, посчитав, что десяти лет, проведенных в работе над фильмами об идиотах, ему достаточно. Что же, тут он прав, но по моему мнению для осознания этого было бы достаточно и гораздо меньшего времени.
Р.S.: Судя по всему итальянский лаундж (в смысле музыки) основывался именно на этом...
Плюсы: есть возможность узнать, чем занимался Лючио Фульчи до того, как стал снимать ужасы.
Минусы: на примере данного фильма делать этого не стоит, лучше посмотрите «Воров» или «Двух легионеров».
Комментариев нет:
Отправить комментарий