четверг, 26 ноября 2009 г.

Сафо: Борьба за свободу (1960)

Сафо: Борьба за свободу / Сафо, Венера с Лесбоса
Saffo, venere di Lesbo / The Warrior Empress
1960; Италия/Франция; 105 мин./87 мин. (Великобритания)

Adventure/History
* / 5.2

Режиссер: Пьетро Франчески
В ролях: Кервин Мэтьюс, Тина Луис, Риккардо Гарроне, Сьюзи Андерсон, Альберто Фарнезе, Энрико Мария Салерно, Антонио Баттистелла, Стрелза Браун, Анни Горассини, Альдо Фьорелли, Эльда Таттоли

Итальянское кино славится не только Феллини, Пазолини и Венецианским кинофестивалем, но и тем, что в Италии снято огромное количество второсортных жанровых фильмов, к которым неизменно прибавляется приставка «спагетти». Вестерны, фантастика и конечно пеплумы – один из самых распространенных жанров, эксплуатировавшихся после Второй Мировой войны в Италии. В 50-е и 60-е было снято огромное количество картин жанра «меча и сандалий», большинство из которых были жалкими попытками приблизиться к славе «Спартака». К таковым можно причислить и «Сафо» – древнегреческую историю любви жрицы-поэтессы и борца за свободу, воплощенную на экране итальянцем Пьетро Франчески, благодаря которому на свет появились такие «шедевры» итальянского спагетти-конвейера, как «Аттила» (1954), «Подвиги Геракла» (1958), «Осада Сиракуз» (1960), «Геракл против Самсона» (1963) и научно-фантастическая «2+5: Миссия Гидра» (1966).

На протяжении всего фильма правительственные войска пытаются найти предводителя повстанцев Фаона (Кервин Мэтьюс, исполнитель роли Синдбада в классическом фильме «Седьмое путешествие Синдбада» 1958), который скрывает свое имя и борется за свободу простого народа, находящегося под гнетом власти, обложившей его непомерными налогами. Во время одной из битв он оказывается ранен и находит прибежище в храме Афродиты, где прекрасные девушки в откровенных туниках занимаются своими повседневными делами – танцуют, соревнуются в гонках на колесницах и поклоняются Афродите. Там в него влюбляется Сафо (25-летняя Тина Луис – бывшая модель и певичка в ночном клубе, которая сделает себе в дальнейшем карьеру на телевидении, умудрившись появиться в таких сериалах, как «Кунг-фу», «Даллас», «Коджак», «Женаты.... с детьми» («Счастливы вместе» в русской версии) и даже «Санта Барбара») – самая красивая и умная, чьи стихи сравнивают с лучшими поэмами всех времен. К тому же она является племянницей Меланкра (Энрико Мария Салерно) – местного правителя. Это играет не последнюю роль в том, что к ней безуспешно сватается знатный воин Гипербий (Риккардо Гарроне в отличие от остальных умудрился сняться в «Сладкой жизни» и «Мошенничестве» Федерико Феллини). Этот любовный треугольник – Сафо, Гипербий и Фаон – и составляет центральную сюжетную линию. Героя все же поймают и разоблачат, но по просьбе Сафо, согласившейся на брак с Гипербием ради его спасения, казнь ему заменят на вечную ссылку. На корабль с пленником нападают повстанцы и освобождают своего вождя, а через некоторое время повстанцы с боем берут столицу царства. Так Фаон обретает власть, но теряет любовь, так как Сафо уходит в жрицы, решив посвятить себя служению Афродите.


Вообще-то при всем желании этот фильм бездарным и никчемным назвать нельзя, хотя все необходимое у него для этого имеется. По крайней мере внешне все выглядит не так уж и плохо, ведь оператор Карло Карлини свой хлеб все же отработал: недаром до этого он снимал «Маменькиных сынков» и «Дорогу» для Федерико Феллини, «Генерала Дела Ровере» для Роберто Росселлини и «Все по домам» для Луиджи Коменчини. Как занесло в этот проект такого человека – непонятно, не иначе – профсоюз послал. Остальное же в этом фильме оставляет желать лучшего. Батальные сцены в фильме больше напоминают сражения игрушечных солдатиков на полу детской, чем реальные боевые действия. Игрушечными солдатиками выглядят и актеры, одинаково торжественно произносящие как призывы к борьбе и свободе, так и слова любви. Их игра является просто совершенством картонного актерского мастерства, и страсти, пылающие в речах героев, не способны не только зажечь огонь в сердцах зрителей, но даже хотя бы подпалить собственные картонные сущности. Сюжет также являет собой набор штампов, склеенных наспех уже бывшим в использовании скотчем, а некоторые его повороты просто потрясают своим идиотизмом. Чего только стоит ров со львами, окружающий храм Афродиты, в который с завидной периодичностью валятся герои фильма. При этом львы едят всех, за исключением дважды побывавшего там Фаона.

Кто знает, быть может и эту историю можно было бы рассказать должным образом, ведь мы неоднократно сталкивались с отличными фильмами, сюжет которых на самом-то деле был весьма посредствененым. В данном же случае мы имеем ярко выраженный пример того, каким не должен быть фильм, какие бы люди над ним не работали. Так и хочется назвать этот фильм плохим или отвратительным, но сделать это как-то не получается, так как его просмотр не вызывает даже отрицательных эмоций. Он вообще не вызывает ничего. Ничего кроме скуки и непонимания, как такое вообще могло появиться на свет.



Плюсы: работа оператора – единственное, к чему не хочется придираться.

Минусы: это совершенно двухмерный фильм с плоскими героями и бездарным воплощением безликой истории, да и фигурирующее в названии слово Lesbo – не более чем название острова, так что и не надейтесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий