Три женщины
3 Women
1977; США; 124 мин.
Drama
* * * * / 7.9
Режиссер: Роберт Олтман
В ролях: Шелли Дювалл, Сисси Спейсек, Дженис Рул, Роберт Фортье, Рут Нельсон, Джон Кромвелл, Сьерра Пешер, Крэйг Ричард Нельсон, Мэйси Хой, Белита Морено, Лесли Энн Хадсон, Патриция Энн Хадсон
Когда на студию 20th Century Fox после выхода в 1977 году «Звездных войн» обрушился гигантский финансовый успех, ее глава Алан Лэдд-младший совершил поступок, многими воспринятый как минимум странным. Продюсер решил вложить часть средств в производство заранее неприбыльных картин, пригласив для этого режиссеров, чьи фильмы не были коммерческими хитами, но пользовались успехом в интеллигентской среде. Одним из них стал Роберт Олтман, к тому времени выпустивший такие фильмы, как «Чертова служба в госпитале М.Э.Ш.», «Маккейб и миссис Миллер», «Видения», «Воры как мы» и «Нэшвилл». Лэдд подписал с Олтманом контракт на производство сразу пяти картин, дав тому полную свободу деятельности и оставив продюсерские решения за прежней компанией режиссера – Lion’s Gate. При этом Олтману на запуск первого проекта – «3 женщин» – зеленый свет был дан уже тогда, когда режиссер не имел законченного сценария. На его руках было лишь 50 страниц текста, написанных им вместе с писательницей Патрицией Резник, да обрывки снов и видений, на которые Олтман основывался при создании картины. Именно из этого и вырос весьма неоднозначный фильм, который был весьма скептически принят зрителями и критикой, но при этом все же стал лучшим из того, что сделал Роберт Олтман на 20th Century Fox, а с годами был признан одним из лучших творений режиссера.
Идея снять картину о трех совершенно разных женщинах и том, что может произойти в их взаимодействии, пришла Олтману во сне, когда его жена лежала в больнице в ожидании операции. Оттуда же пришли и образы героинь, расцвеченные новыми красками уже в процессе работы не без участия приглашенных на главные роли актрис. Три женщины – это Пинки Роуз (Спейсек), Милли Ламоро (Дювалл) и Уилли Харт (Рул), жизнь которых пересекается в тихом санатории в Палм-Спрингс в Калифорнии. Пинки, вчерашняя школьница, только открывает для себя этот мир. Она – наивная простушка, которая пребывает в мечтах об удивительной жизни, в которую она непременно окунется вскоре. Именно это и происходит, когда девушка устраивается на работу в тот самый санаторий. Там она знакомится с Милли, независимой и раскрепощенной молодой женщиной, которая хоть и кажется внешне покорительницей мужских сердец, на деле же не может похвастаться успехами на этом поприще, а все ее попытки найти мужчину своей мечты терпят фиаско. Однако, ее жизнь, скопированная со страниц женских журналов, производит на тихоню Пинки такое впечатление, что та буквально влюбляется в новую подругу. Пинки, возведя Мили в идеал, буквально не спускает с той глаз и следует за ней по пятам, а когда узнает, что та ищет соседку по квартире, не упускает возможности воспользоваться этим. Однажды в жизни двух молодых женщин появляется третья – сорокалетняя хозяйка бара и художница Уилли, которая ждет ребенка и живет с мужем – бывшим актером-ковбоем, не интересующимся ничем, кроме оружия, выпивки и мотоциклов. Именно он и становится новым объектом желания Милли, и именно он доводит ее до нервного срыва, имевшего необратимые последствия. Тем временем для Пинки отношения с Милли становятся главными в ее жизни, она видит в ней объект для подражания, и это (вкупе с накопившимися неудачами на любовном фронте)в один роковой вечер приводит к тому, что Милли срывает зло за все свои неудачи на Пинки, которая стала слишком ревностно вмешиваться в личную жизнь подруги, упрекая ее за связь с мужем художницы. В порыве чувств юная и впечатлительная девушка предпринимает попытку самоубийства, бросаясь в бассейн, украшенный странными рисунками Уилли, в результате чего оказывается на больничной койке. Именно это событие в корне меняет жизнь трех героинь и особенно Пинки, которая, выйдя из комы, мистическим образом переродившей ее психологическую сущность, становится совершенно новым человеком. Временное забытье пробуждает в ней спавшие до того инстинкты: она становится жестче, развязнее и циничнее, превращаясь из молчаливой тихой скромницы в гипертрофированную версию Милли, во всем стремящуюся установить свой диктат над другими и претендующую на почти мужское доминирование. Постепенно эта «новая женщина» подчиняет себе сначала Милли, а потом, играя на материнских чувствах, и Уилли, пережившую неудачные роды (не без косвенного участия Пинки, не вызвавшей вовремя скорую помощь). Теперь три женщины живут вместе, только роли их поменялись, а во главе «семьи» встала Пинки, единственная, кто осознал, что для успеха нужно быть завоевателем, потребляя жизнь так, как того хочется.
Когда фильм Олтмана вышел на экран, он не смог собрать и миллиона (при $1,6 млн. бюджета), так как зрителям рассказанная история показалась слишком вымученной и надуманной, а обычные американские женщины отказывались видеть в героинях себя. Подлили масла в огонь и критики, не оставившие от «3 женщин» камня на камне. Они ругали картину за отсутствие динамики и затянутость, но главным был упрек в неоригинальности, так как Олтман был далеко не первым, кто попытался проникнуть в секреты женской психологии. Фактически фильм заинтересовал только интеллектуальную публику, которая восторженно приняла утонченную работу режиссера, изысканный сценарий и одухотворенную игру актерского трио, отмечая тонкую связь с творчеством Бергмана (Олтман при работе вдохновлялся именно бергмановской «Персоной»). При этом каким-то удивительным образом не приняла картину и фестивальная критика, отметив призами Британской киноакадемии и Каннского кинофестиваля только работу Шелли Дювалл. Однако, вялая реакция публики (критика, напротив, не обошла фильм своим, пусть и негативным, вниманием) не остановила продюсеров и самого Олтмана от продолжения работы, правда, для режиссера «3 женщины» долгое время оставались последним значительным творением, пока он в 1992 году не вернулся с триумфом «Игрока». На исходе ХХ века интерес к картине вернулся, и сквозь призму прожитых лет зрители начали замечать в фильме Олтмана то, что было упущено ими ранее. Были ими отмечены и пронзительный психологизм, и поразительный по своей отточенности сценарий, и то, насколько он опередил свое время.
Когда-то критик Винсент Кенби сказал об этой картине: «Когда-нибудь, в начале следующего тысячелетия, кто-нибудь оглянется на это время, и скажет, что именно тогда, в конце 70-х, Старое Кино отдало концы и на его место пришло Новое. Так вот «3 женщины» как раз из тех самых фильмов, о которых можно будет сказать такое, многие годы спустя». Именно так и получилось, и сегодня мы можем взглянуть на один из лучших фильмов Роберта Олтмана глазами людей, живущих в совершенно новом мире, но остающихся людьми, которым присущи все те же чувства и эмоции.
Плюсы: после просмотра картины мужчины, возможно, иначе посмотрят на женщин, которые их окружают.
Минусы: неподготовленному зрителю фильм может показаться сложным.
3 Women
1977; США; 124 мин.
Drama
* * * * / 7.9
Режиссер: Роберт Олтман
В ролях: Шелли Дювалл, Сисси Спейсек, Дженис Рул, Роберт Фортье, Рут Нельсон, Джон Кромвелл, Сьерра Пешер, Крэйг Ричард Нельсон, Мэйси Хой, Белита Морено, Лесли Энн Хадсон, Патриция Энн Хадсон
Когда на студию 20th Century Fox после выхода в 1977 году «Звездных войн» обрушился гигантский финансовый успех, ее глава Алан Лэдд-младший совершил поступок, многими воспринятый как минимум странным. Продюсер решил вложить часть средств в производство заранее неприбыльных картин, пригласив для этого режиссеров, чьи фильмы не были коммерческими хитами, но пользовались успехом в интеллигентской среде. Одним из них стал Роберт Олтман, к тому времени выпустивший такие фильмы, как «Чертова служба в госпитале М.Э.Ш.», «Маккейб и миссис Миллер», «Видения», «Воры как мы» и «Нэшвилл». Лэдд подписал с Олтманом контракт на производство сразу пяти картин, дав тому полную свободу деятельности и оставив продюсерские решения за прежней компанией режиссера – Lion’s Gate. При этом Олтману на запуск первого проекта – «3 женщин» – зеленый свет был дан уже тогда, когда режиссер не имел законченного сценария. На его руках было лишь 50 страниц текста, написанных им вместе с писательницей Патрицией Резник, да обрывки снов и видений, на которые Олтман основывался при создании картины. Именно из этого и вырос весьма неоднозначный фильм, который был весьма скептически принят зрителями и критикой, но при этом все же стал лучшим из того, что сделал Роберт Олтман на 20th Century Fox, а с годами был признан одним из лучших творений режиссера.
Идея снять картину о трех совершенно разных женщинах и том, что может произойти в их взаимодействии, пришла Олтману во сне, когда его жена лежала в больнице в ожидании операции. Оттуда же пришли и образы героинь, расцвеченные новыми красками уже в процессе работы не без участия приглашенных на главные роли актрис. Три женщины – это Пинки Роуз (Спейсек), Милли Ламоро (Дювалл) и Уилли Харт (Рул), жизнь которых пересекается в тихом санатории в Палм-Спрингс в Калифорнии. Пинки, вчерашняя школьница, только открывает для себя этот мир. Она – наивная простушка, которая пребывает в мечтах об удивительной жизни, в которую она непременно окунется вскоре. Именно это и происходит, когда девушка устраивается на работу в тот самый санаторий. Там она знакомится с Милли, независимой и раскрепощенной молодой женщиной, которая хоть и кажется внешне покорительницей мужских сердец, на деле же не может похвастаться успехами на этом поприще, а все ее попытки найти мужчину своей мечты терпят фиаско. Однако, ее жизнь, скопированная со страниц женских журналов, производит на тихоню Пинки такое впечатление, что та буквально влюбляется в новую подругу. Пинки, возведя Мили в идеал, буквально не спускает с той глаз и следует за ней по пятам, а когда узнает, что та ищет соседку по квартире, не упускает возможности воспользоваться этим. Однажды в жизни двух молодых женщин появляется третья – сорокалетняя хозяйка бара и художница Уилли, которая ждет ребенка и живет с мужем – бывшим актером-ковбоем, не интересующимся ничем, кроме оружия, выпивки и мотоциклов. Именно он и становится новым объектом желания Милли, и именно он доводит ее до нервного срыва, имевшего необратимые последствия. Тем временем для Пинки отношения с Милли становятся главными в ее жизни, она видит в ней объект для подражания, и это (вкупе с накопившимися неудачами на любовном фронте)в один роковой вечер приводит к тому, что Милли срывает зло за все свои неудачи на Пинки, которая стала слишком ревностно вмешиваться в личную жизнь подруги, упрекая ее за связь с мужем художницы. В порыве чувств юная и впечатлительная девушка предпринимает попытку самоубийства, бросаясь в бассейн, украшенный странными рисунками Уилли, в результате чего оказывается на больничной койке. Именно это событие в корне меняет жизнь трех героинь и особенно Пинки, которая, выйдя из комы, мистическим образом переродившей ее психологическую сущность, становится совершенно новым человеком. Временное забытье пробуждает в ней спавшие до того инстинкты: она становится жестче, развязнее и циничнее, превращаясь из молчаливой тихой скромницы в гипертрофированную версию Милли, во всем стремящуюся установить свой диктат над другими и претендующую на почти мужское доминирование. Постепенно эта «новая женщина» подчиняет себе сначала Милли, а потом, играя на материнских чувствах, и Уилли, пережившую неудачные роды (не без косвенного участия Пинки, не вызвавшей вовремя скорую помощь). Теперь три женщины живут вместе, только роли их поменялись, а во главе «семьи» встала Пинки, единственная, кто осознал, что для успеха нужно быть завоевателем, потребляя жизнь так, как того хочется.
Когда фильм Олтмана вышел на экран, он не смог собрать и миллиона (при $1,6 млн. бюджета), так как зрителям рассказанная история показалась слишком вымученной и надуманной, а обычные американские женщины отказывались видеть в героинях себя. Подлили масла в огонь и критики, не оставившие от «3 женщин» камня на камне. Они ругали картину за отсутствие динамики и затянутость, но главным был упрек в неоригинальности, так как Олтман был далеко не первым, кто попытался проникнуть в секреты женской психологии. Фактически фильм заинтересовал только интеллектуальную публику, которая восторженно приняла утонченную работу режиссера, изысканный сценарий и одухотворенную игру актерского трио, отмечая тонкую связь с творчеством Бергмана (Олтман при работе вдохновлялся именно бергмановской «Персоной»). При этом каким-то удивительным образом не приняла картину и фестивальная критика, отметив призами Британской киноакадемии и Каннского кинофестиваля только работу Шелли Дювалл. Однако, вялая реакция публики (критика, напротив, не обошла фильм своим, пусть и негативным, вниманием) не остановила продюсеров и самого Олтмана от продолжения работы, правда, для режиссера «3 женщины» долгое время оставались последним значительным творением, пока он в 1992 году не вернулся с триумфом «Игрока». На исходе ХХ века интерес к картине вернулся, и сквозь призму прожитых лет зрители начали замечать в фильме Олтмана то, что было упущено ими ранее. Были ими отмечены и пронзительный психологизм, и поразительный по своей отточенности сценарий, и то, насколько он опередил свое время.
Когда-то критик Винсент Кенби сказал об этой картине: «Когда-нибудь, в начале следующего тысячелетия, кто-нибудь оглянется на это время, и скажет, что именно тогда, в конце 70-х, Старое Кино отдало концы и на его место пришло Новое. Так вот «3 женщины» как раз из тех самых фильмов, о которых можно будет сказать такое, многие годы спустя». Именно так и получилось, и сегодня мы можем взглянуть на один из лучших фильмов Роберта Олтмана глазами людей, живущих в совершенно новом мире, но остающихся людьми, которым присущи все те же чувства и эмоции.
Плюсы: после просмотра картины мужчины, возможно, иначе посмотрят на женщин, которые их окружают.
Минусы: неподготовленному зрителю фильм может показаться сложным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий