Апокалипсис
Apocalypto
2006; США; 139 мин.
Action/Adventure/Drama
* * * * * / 7.9
Режиссер: Мел Гибсон
В ролях: Руди Янгблад, Далиа Эрнендес, Моррис Бердиеллоухэд, Карлос Эмилио Баез, Джонатан Бревер, Израэль Контрерас, Амилькар Рамирез, Мария Изабель Диаз, Эспиридьон Акоста Каше, Майра Сербуло
Лапа Ягуара (Янгблад) – доблестный сын одного из американских племен майя, живущего в лесу. Жизнь племени посвящена простым радостям – работе, охоте, семье. Племя не ищет себе врагов, оно лишь хочет жить в тишине и покое – в лесу, в котором жили и охотились их отцы и деды. Но однажды и к ним приходит беда в лице зловещих воинов, охотящихся на людей. Их добычей и становится мирное лесное племя. Прежде чем попасть в плен, Лапа Ягуара успевает спрятать свою молодую беременную жену (Эрнандес) с сыном в глубокой яме, сам же он вместе с другими оставленными в живых соплеменниками отправляется в далекий путь навстречу неизвестности. Связанных пленников гонят через лес, реку, каменоломни… в город майя, где их ждет незавидная участь – стать жертвами, принесенными богу Солнца, который должен скрыться во тьме, чтобы потом, после принесенных ему жертв, вновь появиться перед взорами собравшихся людей. Именно в тот момент, когда Лапа Ягуара лежит на жертвенном камне, наступившее солнечное затмение благополучно завершается, что дарит ему еще несколько мгновений жизни.
По приказу жреца, больше не нуждающегося в новых жертвах, воины, захватившие пленников, должны избавиться от них и для этого они выбирают весьма своеобразный способ. Они приводят пленников на открытое место, развязывают их и заставляют их бежать, давая им шанс выжить. Только вот это значительно осложняет то, что на протяжении этих трехсот метров на пути к спасительным джунглям пленники становятся прекрасными мишенями для воинов, вооруженных стрелковым и метательным оружием – луками, копьями, пращами. Добежать до леса практически невозможно и справиться с этим способен только тот, кто ничего не боится и очень хочет жить. Этим человеком и оказывается Лапа Ягуара. Во время бегства он умудряется убить одного из воинов, оказавшимся сыном их военачальника. Тут и начинается настоящая погоня, так как военачальник не желает оставлять в живых беглеца, унесшего жизнь его сына. Погоня превращается в настоящую охоту – на огромной скорости и с десятками труднопреодолимых препятствий. Но, несмотря ни на что, Лапа Ягуара должен выйти победителем в этой схватке, так как его ждет его жена, заточенная в глубоком каменном мешке, откуда выбраться самостоятельно не представляется возможным. А тем временем над джунглями собираются тучи…
Многие даже после «Страстей Христовых» посчитали новый фильм Мела Гибсона жестоким и кровавым. Да, эти люди в чем-то правы – крови здесь хватает. Но вот называть его жестоким не стоит, так как вся жестокость картины обусловлена изображаемой эпохой, когда смерть не казалась чем-то исключительным. На войне, как на войне, поэтому даже главный герой (положительная все-таки персона) чужд какой-либо политкорректности, ведь именно от него зависит жизнь его семьи. На пути к достижению цели им двигают самые первобытные чувства, поэтому фильм и выглядит таким «диким». Но именно эта дикость и является главным стержнем, на котором и держится вся картина. Мел Гибсон редко снимает фильмы, но когда делает это, старается быть честным и всегда старается выбирать для своей истории настоящих героев – будь то предводитель шотландцев Уоллес, полудикий американец Лапа Ягуара или сам Иисус. Всех их объединяет одно – на пути к победе им предстоит преодолеть множество препятствий и заглянуть смерти в лицо. При этом ни один из фильмов Гибсона не длится меньше двух часов, но ему всегда каким-то образом удается удерживать зрительское внимание. И если до этого он позволял себе рассказывать историю, не торопясь, то в «Апокалипсисе» он напротив максимально взвинчивает темп, превращая свой фильм в отчаянную гонку. Фильм начинается с погони, и эта погоня не прекращается до самого его конца. Вся картина – двухчасовой забег с препятствиями, прерываемый редкими передышками, и эти передышки нужны режиссеру только для того, чтобы усугубить драматическую составляющую и еще больше поднять градус действия, которое в этом фильме буквально бьет через край. И все это в картине о жизни полуголых полудиких племен, скупых на слова и эмоции.
Пусть некоторые критики скептически отнеслись к татуированным индейцам, увешанным пирсингом. Пусть некоторые пытались уличить Гибсона в исторических несоответствиях (особенно в том, что касается цивилизации майя и появления в финале испанской конкисты). Пусть некоторым неженкам не понравилось обилие крови (но разве ее не будет, если со всего размаху ударить противника здоровенной дубиной по голове?). Пусть кто-то попытался упрекнуть режиссера в том, что он снова снял фильм на родном для героев языке (основным языком предыдущих «Страстей Христовых» был арамейский). Пусть многие пытались зацепиться за само название – «Апокалипсис» – хотя сам Гибсон неоднократно в своих интервью говорил о том, что греческое слово Apocalypto означает «новое начало», а никак не конец. Но что бы ни говорили те, кому нашлось, что сказать, Мел Гибсон все же снял настоящее кино, что бывает не часто. И это не просто фильм – это настоящий брутальный боевик – без прикрас и лишних сантиментов. Подобных лент не появлялось уже давно, со времен «Хищника» и «Рэмбо». Именно к этим фильмам и близок «Апокалипсис», несмотря на кажущееся сходство с всевозможными доисторическими историями вроде «10 000 лет до нашей эры» и «Борьбы за огонь».
Мел Гибсон (он, кстати, является одним из авторов сценария и продюсером по совместительству), всегда трепетно относящийся к истории в своих картинах, и на этот раз подошел к делу со всей ответственностью. Дабы сохранить аутентичность происходящего и не вызывать упреков зрителей, Гибсон снимал фильм на языке майя, сохранившемся до сегодняшнего дня (картина сопровождалась субтитрами). При этом он полностью отдал себя проекту, пожертвовав своей актерской карьерой и отказавшись от всех предложений (среди которых «Башни-близнецы» Оливера Стоуна), а также принял еще одно решение, казавшееся поначалу весьма спорным – он не занял в своем фильме ни одного известного актера, предпочтя звездам местных жителей, настоящих индейцев, проживающих в мексиканском штате Веракрус, где и проходили съемки. Конечно, основные актеры все же не были дикими индейцами: так Руди Янгблад известен как фолк-танцор, музыкант и художник, тогда как Далиа Эрнандес была всего лишь студенткой Университета в Веракус. Как ни странно, но эти фактически не имевшие кинематографического опыта актеры-любители оказались на удивление гармоничны и талантливы – каждому их поступку, взгляду и жесту веришь на все сто процентов, а любая мысль о том, как в этом фильме смотрелась бы какая-нибудь голливудская звезда, кажется кощунством. Ни один фильм Мела Гибсона не прошел незамеченным, так произошло и на этот раз, правда, в прокате фильм едва окупился, собрав всего на 10 миллионов больше своего 40-миллионного бюджета. При этом фильм был выдвинут на соискание премий Британской киноакадемии и «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке», а также на три технические премии «Оскар», но, к сожалению, ни одной из этих наград так и не получил (жаль, ведь как минимум оператор Дин Селмер заслужил «Оскар» за то, как он показал лесную погоню – от общих планов до видения самих героев погони). Возможно, киноакадемики посчитали, что Гибсону хватит и всего полученного за «Храброе сердце», но скорее всего они просто еще не готовы к тому, чтобы награждать фильмы, в которых нет ни одного белого человека.
Плюсы: безумная гонка по джунглям.
Минусы: напечатанные белым цветом субтитры периодически теряются на светлом фоне, который иногда оказывается в нижней части экрана.
Apocalypto
2006; США; 139 мин.
Action/Adventure/Drama
* * * * * / 7.9
Режиссер: Мел Гибсон
В ролях: Руди Янгблад, Далиа Эрнендес, Моррис Бердиеллоухэд, Карлос Эмилио Баез, Джонатан Бревер, Израэль Контрерас, Амилькар Рамирез, Мария Изабель Диаз, Эспиридьон Акоста Каше, Майра Сербуло
Лапа Ягуара (Янгблад) – доблестный сын одного из американских племен майя, живущего в лесу. Жизнь племени посвящена простым радостям – работе, охоте, семье. Племя не ищет себе врагов, оно лишь хочет жить в тишине и покое – в лесу, в котором жили и охотились их отцы и деды. Но однажды и к ним приходит беда в лице зловещих воинов, охотящихся на людей. Их добычей и становится мирное лесное племя. Прежде чем попасть в плен, Лапа Ягуара успевает спрятать свою молодую беременную жену (Эрнандес) с сыном в глубокой яме, сам же он вместе с другими оставленными в живых соплеменниками отправляется в далекий путь навстречу неизвестности. Связанных пленников гонят через лес, реку, каменоломни… в город майя, где их ждет незавидная участь – стать жертвами, принесенными богу Солнца, который должен скрыться во тьме, чтобы потом, после принесенных ему жертв, вновь появиться перед взорами собравшихся людей. Именно в тот момент, когда Лапа Ягуара лежит на жертвенном камне, наступившее солнечное затмение благополучно завершается, что дарит ему еще несколько мгновений жизни.
По приказу жреца, больше не нуждающегося в новых жертвах, воины, захватившие пленников, должны избавиться от них и для этого они выбирают весьма своеобразный способ. Они приводят пленников на открытое место, развязывают их и заставляют их бежать, давая им шанс выжить. Только вот это значительно осложняет то, что на протяжении этих трехсот метров на пути к спасительным джунглям пленники становятся прекрасными мишенями для воинов, вооруженных стрелковым и метательным оружием – луками, копьями, пращами. Добежать до леса практически невозможно и справиться с этим способен только тот, кто ничего не боится и очень хочет жить. Этим человеком и оказывается Лапа Ягуара. Во время бегства он умудряется убить одного из воинов, оказавшимся сыном их военачальника. Тут и начинается настоящая погоня, так как военачальник не желает оставлять в живых беглеца, унесшего жизнь его сына. Погоня превращается в настоящую охоту – на огромной скорости и с десятками труднопреодолимых препятствий. Но, несмотря ни на что, Лапа Ягуара должен выйти победителем в этой схватке, так как его ждет его жена, заточенная в глубоком каменном мешке, откуда выбраться самостоятельно не представляется возможным. А тем временем над джунглями собираются тучи…
Многие даже после «Страстей Христовых» посчитали новый фильм Мела Гибсона жестоким и кровавым. Да, эти люди в чем-то правы – крови здесь хватает. Но вот называть его жестоким не стоит, так как вся жестокость картины обусловлена изображаемой эпохой, когда смерть не казалась чем-то исключительным. На войне, как на войне, поэтому даже главный герой (положительная все-таки персона) чужд какой-либо политкорректности, ведь именно от него зависит жизнь его семьи. На пути к достижению цели им двигают самые первобытные чувства, поэтому фильм и выглядит таким «диким». Но именно эта дикость и является главным стержнем, на котором и держится вся картина. Мел Гибсон редко снимает фильмы, но когда делает это, старается быть честным и всегда старается выбирать для своей истории настоящих героев – будь то предводитель шотландцев Уоллес, полудикий американец Лапа Ягуара или сам Иисус. Всех их объединяет одно – на пути к победе им предстоит преодолеть множество препятствий и заглянуть смерти в лицо. При этом ни один из фильмов Гибсона не длится меньше двух часов, но ему всегда каким-то образом удается удерживать зрительское внимание. И если до этого он позволял себе рассказывать историю, не торопясь, то в «Апокалипсисе» он напротив максимально взвинчивает темп, превращая свой фильм в отчаянную гонку. Фильм начинается с погони, и эта погоня не прекращается до самого его конца. Вся картина – двухчасовой забег с препятствиями, прерываемый редкими передышками, и эти передышки нужны режиссеру только для того, чтобы усугубить драматическую составляющую и еще больше поднять градус действия, которое в этом фильме буквально бьет через край. И все это в картине о жизни полуголых полудиких племен, скупых на слова и эмоции.
Пусть некоторые критики скептически отнеслись к татуированным индейцам, увешанным пирсингом. Пусть некоторые пытались уличить Гибсона в исторических несоответствиях (особенно в том, что касается цивилизации майя и появления в финале испанской конкисты). Пусть некоторым неженкам не понравилось обилие крови (но разве ее не будет, если со всего размаху ударить противника здоровенной дубиной по голове?). Пусть кто-то попытался упрекнуть режиссера в том, что он снова снял фильм на родном для героев языке (основным языком предыдущих «Страстей Христовых» был арамейский). Пусть многие пытались зацепиться за само название – «Апокалипсис» – хотя сам Гибсон неоднократно в своих интервью говорил о том, что греческое слово Apocalypto означает «новое начало», а никак не конец. Но что бы ни говорили те, кому нашлось, что сказать, Мел Гибсон все же снял настоящее кино, что бывает не часто. И это не просто фильм – это настоящий брутальный боевик – без прикрас и лишних сантиментов. Подобных лент не появлялось уже давно, со времен «Хищника» и «Рэмбо». Именно к этим фильмам и близок «Апокалипсис», несмотря на кажущееся сходство с всевозможными доисторическими историями вроде «10 000 лет до нашей эры» и «Борьбы за огонь».
Мел Гибсон (он, кстати, является одним из авторов сценария и продюсером по совместительству), всегда трепетно относящийся к истории в своих картинах, и на этот раз подошел к делу со всей ответственностью. Дабы сохранить аутентичность происходящего и не вызывать упреков зрителей, Гибсон снимал фильм на языке майя, сохранившемся до сегодняшнего дня (картина сопровождалась субтитрами). При этом он полностью отдал себя проекту, пожертвовав своей актерской карьерой и отказавшись от всех предложений (среди которых «Башни-близнецы» Оливера Стоуна), а также принял еще одно решение, казавшееся поначалу весьма спорным – он не занял в своем фильме ни одного известного актера, предпочтя звездам местных жителей, настоящих индейцев, проживающих в мексиканском штате Веракрус, где и проходили съемки. Конечно, основные актеры все же не были дикими индейцами: так Руди Янгблад известен как фолк-танцор, музыкант и художник, тогда как Далиа Эрнандес была всего лишь студенткой Университета в Веракус. Как ни странно, но эти фактически не имевшие кинематографического опыта актеры-любители оказались на удивление гармоничны и талантливы – каждому их поступку, взгляду и жесту веришь на все сто процентов, а любая мысль о том, как в этом фильме смотрелась бы какая-нибудь голливудская звезда, кажется кощунством. Ни один фильм Мела Гибсона не прошел незамеченным, так произошло и на этот раз, правда, в прокате фильм едва окупился, собрав всего на 10 миллионов больше своего 40-миллионного бюджета. При этом фильм был выдвинут на соискание премий Британской киноакадемии и «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке», а также на три технические премии «Оскар», но, к сожалению, ни одной из этих наград так и не получил (жаль, ведь как минимум оператор Дин Селмер заслужил «Оскар» за то, как он показал лесную погоню – от общих планов до видения самих героев погони). Возможно, киноакадемики посчитали, что Гибсону хватит и всего полученного за «Храброе сердце», но скорее всего они просто еще не готовы к тому, чтобы награждать фильмы, в которых нет ни одного белого человека.
Плюсы: безумная гонка по джунглям.
Минусы: напечатанные белым цветом субтитры периодически теряются на светлом фоне, который иногда оказывается в нижней части экрана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий