понедельник, 23 ноября 2009 г.

Ворон 1 (1994)

Ворон
The Crow

1994; США; 102 мин.

Action/Crime/Fantasy/ Romance/Thriller
* * * * * / 7.6

Режиссер: Алекс Пройас
В ролях: Брэндон Ли, Рошель Дэвис, Эрни Хадсон, Майкл Уинкотт, Линг Бай, Софья Шинас, Анна Ливайн, Дэвид Патрик Келли, Энджел Дэвид

Это была мрачная и страшная ночь. Ночь жуткого праздника Хэллоуин, называемая в этом городе Ночью Дьявола. В эту ночь город, погруженный во тьму, озарялся огнями пожарищ. Смерть в эту ночь пришла в дом рок-музыканта Эрика и его невесты Шелли. Банда головорезов ворвалась в их дом и жестоко расправилась с молодой парой, оставив после себя лишь груды мусора, кровь и битое стекло. Убийцы так и не были наказаны, и судьба взяла правосудие в свои руки, вложив карающий меч в ладони Эрика Дрейвена, убитого год назад и теперь возвращенного к жизни для того, чтобы отомстить и покарать зло. Кто он теперь? Человек? Призрак, не чувствующий боли? Карающий ангел? Или Ворон, высматривающий своих палачей с высоты полета среди ночи и дождя, который все-таки должен когда-нибудь остановиться…

Это, пожалуй, лучший, если не сказать единственный, готический нуар в истории кино. Снятый по мотивам одноименной графической новеллы Джемса О’Бара, он поразительно точно передает атмосферу рисованной истории: он так же точен, графичен, лаконичен и немногословен. Да и вообще слова здесь не расходуются попусту и несут лишь важную смысловую нагрузку. Те же герои, что болтают понапрасну, заканчивают свой век быстро и бесславно. Когда фильм вышел в свет, сравнивать его с другими экранизациями комиксов не торопились, так как и сравнивать-то было не с чем – Супермен и Бэтмен проходили совсем в другой весовой категории. Поэтому как-то незаметным оказалось то обстоятельство, что у режиссера Алекса Пройаса получилась действительно удачная киноверсия комикса, что и по сей день является не таким уж частым явлением. Мало кто это отметил, поэтому и проходил «Ворон» по разряду мистических боевиков, на чем не в последнюю очередь сказалось участие в нем сына легендарного Брюса Ли. При этом сам Брэндон в фильме особых бойцовых качеств не демонстрировал, обходясь в большинстве своем своей харизмой. А она у актера все же была, жаль только, что продемонстрировать весь свой талант у молодого актера не хватило времени – актер погиб на съемках этого фильма, когда одно из ружей, приготовленных для очередной сцены, оказалось заряжено боевым патроном. Но вовсе не на главном герое, как бы хорош он ни был, основывался успех «Ворона». Главным все же была неповторимая атмосфера, навеянная нуарами 40-х годов с их суровыми героями, мрачными улицами и непрекращающейся хлябью небес.

Брэндон Ли, сын всемирно знаменитого Брюса Ли, начал сниматься в кино с эпизодических ролей в 1985-м, но успел как следует проявить себя лишь в «Разборке в маленьком Токио» 1991 года и «Беглом огне» 1992-го. «Ворон» стал для него первым серьезным проектом, но его смерть 31 марта 1993 года, когда ему было только 28 лет, перечеркнула все надежды на какое-либо будущее. Его смерть многими была воспринята как эхо гибели его отца, который также скончался во время съемок – на «Игре смерти» (1978). Партнеры и противники Брэндона Ли также не смогли достичь высот кино-Олимпа. Исполнившая роль Шелли Рошель Дэвис так и не смогла продолжить свой путь в кино, отказавшись от кинокарьеры. Майкл Уилкотт, сыгравший главного злодея, хоть и успел до этого засветиться в таких фильмах, как «Рожденный 4-го июля» (1989), «Дорз» (199), «Робин Гуд: Мужчины в трико» (1991) и «Три мушкетера» (1993), после «Ворона» отметился лишь в «Мертвеце» (1995), «Странных днях» (1995). И даже опытный Эрни Хадсон (роль сержанта Албрехта), имевший за плечами «Левиафан» и «Охотников за привидениями 2» и пользовавшийся устойчивым спросом на телевидении, не смог войти в высший пантеон звезд, оставшись среди актеров второго эшелона. Так что никто из участвовавших в фильме так и не смог добиться каких-либо высот (любопытно, что на роль Шелли, подружки Эрика, пробовалась Кэмерон Диаз), и лишь Алекс Пройас попытался уйти от «проклятья Ворона», сняв такие далеко не самые худшие фильмы, как «Темный город» и «Я, робот», но в звезды не удалось выбиться и ему. В связи со смертью Брэндона Ли и последовавшими за ней неудачами для остальных членов съемочной группы сам брэнд Ворона был признан голливудскими воротилами несчастливым (и это при 94 миллионах прибыли при 15 миллионном бюджете), что, однако, не помешало тому, чтобы после него появилось 3 продолжения.

Но несмотря на все это в соединение нуара с готическим антуражем, модным как сейчас, так и 15 лет назад, Пройасу удалось достичь идеала. Нуаровое настроение у него накладывется на готическую архитектуру городских кварталов, герои несут в себе черты как нуара, так и готики, ну а Ворон – Эрик Дрейвен (кстати, «raven» по-английски означает ворон) – так вообще идеальное воплощение готического персонажа, которому при этом свойственен и нуаровый цинизм. Нечто подобное спустя десятилетие воплотил в жизнь Роберт Родригес со своим «Городом грехов»: там тоже нуар графической новеллы заступал на территорию фантастического кино. Но в 1994 году о подобном никто не задумывался, что при этом не помешало фильму быстро обрести «культовый» статус, а сегодня только помогает взглянуть на фильм с новых позиций.

Можно смело утверждать, что перед нами – безусловный хит, чью прелесть последовавшие вслед за ним продолжения не столько омрачают, сколько подчеркивают.



Плюсы: уникальная атмосфера готического нуара.

Минусы: это последний фильм Брэндона Ли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий