четверг, 19 ноября 2009 г.

Две англичанки и континент (1971)

Две англичанки и континент
Les Deux anglaises et le continent
1971; Франция; 108 мин. (США) / 116 мин. (Франция) / 130 мин. (реж. версия 1984 года)

Drama/Romance
* * * * / 7.3

Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Кика Маркэм, Стейси Тендетер, Сильвия Мэрриотт, Мари Мансар, Филипп Леотар, Ирен Тюнк, Марк Питерсон, Дэвид Маркэм, Жорж Делерю

Париж начала ХХ века: прекрасное время, еще сохранившее романтическое очарование, но уже познавшее все прелести свободной любви. Именно здесь молодой француз Клод (Лео), начинающий искусствовед и подающий надежды писатель, встречает раскрепощенную англичанку Анну (Маркэм), ведущую свободолюбивый образ жизни, которого не чужд и Клод. Проникнувшись дружескими чувствами, Анна приглашает молодого очаровательного француза провести каникулы у нее дома – в Уэльсе, где живут ее матушка и младшая сестра Мюриэл (Мэрриотт). Анне и самой нравится Клод, но она хочет свести его со своей «девственной» сестрой, надеясь, что тот влюбится в сестру и выведет ее из пуританских уз. План срабатывает лишь отчасти, так как Клод и Мюриэл влюбляются друг в друга, но в дело вмешивается миссис Браун, мать девушек. Ей тоже симпатичен Клод (девушки ласково называют его «Континент»), она откладывает возможную свадьбу, желая проверить чувства влюбленных и решив подвергнуть их испытанию. В течение года влюбленные должны не видеть друг друга и не обмениваться посланиями, что, впрочем, молодые предпочитают игнорировать, оказавшись разделенными Ла-Маншем. Расставание также вносит в отношения молодых свои коррективы: через некоторое время Клод признается Мюриэл, что предпочитает ее чувству свободную любовь, тогда как и девушка признается ему, что и она не так уж чиста и безгрешна. Тем временем Клод в Париже увлекается Анной, отвечающей ему тем же, но не забывающей при этом и о чувствах сестры. Так классический любовный треугольник принимает странные очертания, что приводит к печальной концовке.

Для своего одиннадцатого полнометражного фильма синефил и один из лидеров французской «новой волны» Франсуа Трюффо решил обратиться к роману французского писателя Анри-Пьера Роше «Две англичанки и континент», написанному тем в возрасте 74 лет. Это случилось почти через десять лет после того, как режиссер снял картину «Жюль и Джим», основанную на дебютном романе все того же Роше. При этом «Две англичанки…» напрямую пересекаются с этим фильмом, так как и там речь шла о любовном треугольнике, который отличался от «Жюля и Джима» зеркально, предлагая зрителю возможность наблюдать за «множественной» любовью двух мужчин и одной женщины. Обе картины миновали и личностных черт как режиссера, так и писателя, так как Трюффо имел доступ к неопубликованным дневникам Роше. Трюффо, славился своей любовью к экранизациям (от «Жюля и Джима» до «451 градуса по Фаренгейту») и никогда этого не отрицал, сказав однажды: «Все мои фильмы сняты для людей любящих книги и это тем более верно по отношению к «Двум англичанкам и континенту», истории романтической, романтичность которой мне всячески хотелось подчеркнуть. Самый трудный вопрос, который обыкновенно задают режиссеру по окончании фильма: «А что вы хотели сделать?». Я понял, что в этом фильме я хотел выжать любовь как лимон».

В попытке «выжать любовь» Трюффо отошел от одного из главных принципов, провозглашенных «новой волной» – так называемой «политики авторства», в чем впоследствии признавался и сам режиссер. Трюффо, часто повторявший, что снимает зрительское кино и чужд интеллектуальных изысков, на этот раз отошел от своих правил и увлекся жанром «воспитания чувств», поставив принципы жанрового кино выше своей авторской позиции, но не забыв при этом о том, что он снимает фильм о «вечных ценностях» – любви и дружбе между полами. В достижении своей цели режиссер вынужден был поступиться одним из главных правил «новой волны» («кино значимей жизни, и в нем нельзя лгать»), пойдя на многие условности, о чем говорил позже: «В экранизациях всегда есть что-то таинственное — кажется, например, что действие происходит в несуществующей стране или же разворачивается как-то странно». Возможно, поэтому и получились «Две англичанки» несколько странными, что неоднократно отмечалось многими зрителями, да и сам Трюффо признавался, что смог лучше выразить себя в картине «400 ударов»… чем в «Двух англичанках и континенте».

Условным в фильме оказалось многое. Таковым, например, стал образ Клода, созданный Жан-Пьером Лео, любимчиком Трюффо, снимавшем его в «400 ударов» и «Американской ночи». Сыгранный им романтический герой оказался фактически лишенным каких-либо эмоциональных черт, на протяжении всего фильма не меняющим выражения лица. В похожей ситуации оказалась и Кика Маркэм («Банни Лейк исчезает», «Северный ветер», «Операция Восход») с ее психологически необоснованными метаниями между Клодом и сестрой. Умышленно отстранившись от авторской позиции и лишив себя многих свобод, Трюффо, выступил примерным иллюстратором Роше, отдав большую часть времени закадровому тексту, сопровождающему прогулки героев на фоне живописных пейзажей.

Посвятив работе над картиной полгода, Трюффо выпустил ее на экраны 26 ноября 1971 года в версии, которая многими была принята далеко не сразу. И лишь когда в 1984 году уже после смерти Трюффо фильм вышел в полной режиссерской версии, зрители отнеслись к картине с большей заинтересованностью. Режиссер в новой версии дополнил фильм 20 с лишним минутами, и вырезанные сцены помогли округлить характеры героев, казавшиеся раньше незавершенными и размытыми, а их поступки и мотивации действий стали яснее и понятнее. Именно эта новая версия и установив все на места, поставив «Двух англичанок и континент» в один ряд с лучшими работами признанного классика французского кино.



Плюсы: фильм признан классическим для Франсуа Трюффо, став необходимым звеном для создания полного творческого образа режиссера.

Минусы: в первоначальной версии многие поступки героев кажутся необъяснимыми и необоснованными, так что среди всех существующих версий лучше сразу найти полную режиссерскую версию 1984 года и лишь после этого составить свое мнение о фильме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий