пятница, 20 ноября 2009 г.

Час расплаты (2003)

Час расплаты
Paycheck

2003; США/Канада; 119 мин.

Action/Mystery/Sci-Fi/Thriller
* * / 6.1

Режиссер: Джон Ву
В ролях: Бен Аффлек, Ума Турман, Аарон Экхарт, Пол Джиаматти, Колм Фиор, Джо Мортон, Майкл С. Холл, Питер Фридмен, Кэтрин Моррис, Ивана Милицевич, Джон Кассини

Инженер Майкл Дженнингс (Аффлек) разрабатывает всякие безделушки вроде трехмерного безмониторного телевидения, после чего ему стирают память, дабы оставить все авторские права за компанией-владельцем. Обычно он теряет из памяти не больше двух месяцев, но однажды его соблазняют золотыми кущами, в которые он погрузится, если отдаст корпорации три года своей жизни. От подобных предложений не отказываются, так что через три года Дженнингс приходит в себя после волшебного укола в полном беспамятстве, зато в радужных надеждах. Говорят, он занимался какой-то разработкой, якобы связанной с оптикой. Майкл и рад был бы вспомнить подробности, но – увы… Взамен потерянных лет он должен был стать обладателем акций на 92 миллиона, а вместо этого получил конверт с набором всякого барахла. Как ему сообщила милая секретарша, он сам отказался от акций и оставил себе только личные вещи – этот самый конверт. Не прошло и пяти минут, как к конверту добавились большие проблемы: Майкла по обвинению в разглашении «государственной тайны» арестовало местное ФБР. Во время допроса ему все же удалось скрыться – и все это благодаря предметам, оказавшимся в конверте. Теперь он оказался один, без денег, без памяти и с погоней на хвосте. Немного поразмыслив, Майкл приходит к выводу, что предметы в конверте все-таки имеют свое значение, и именно благодаря им он сможет ответить на вопрос: с чего это он стал таким дураком, что отказался от честно заработанных миллионов? Пытаясь найти во всем этом смысл, Дженнингс узнает, что оказывается, он, пока был при памяти, разработал агрегат, позволяющий заглядывать в будущее, вернет себе свою возлюбленную Рейчел (Турман), одолеет всех злодеев, спасет мир от неминуемой гибели и, разумеется, заработает свои миллионы (банально подсмотрев в будущем результат лотереи).
Бен Аффлек никогда не пользовался любовью критиков и прочих продвинутых зрителей, хотя «Умница Уилл Хантинг» и вселял в сердца надежду. Но участие в сомнительных проектах вроде «Сорвиголовы», а также подорвавшая доверие связь с поп-дивой Джей Ло расставили все по местам. Бену стоило бы ограничить себя ролями в духе его старого приятеля Кевина Смита («В погоне за Эми», «Догма»), но он почему-то решил выбрать иной путь, упорно пытаясь выбиться в звезды первой величины и герои боевика. Возможно, виной тому был сорвавший большой куш «Армагеддон» или школьный товарищ Мэтт Деймон, пошедший в гору после «Идентификации Борна». Примечательно, что именно Деймон сосватал Аффлека Джону Ву, который как раз собирался снимать «Час расплаты». Сам Деймон только что сыграл Борна, тоже имевшего проблемы с памятью, так что решил не повторяться и, видимо, впоследствии не раз благодарил судьбу, которая отвела его от неверного выбора. Аффлек же, напротив, после разгромленного критикой «Перл-Харбора» и провалившихся в прокате «Азартных игр» посчитал, что фантастический боевик от Джона Ву поможет ему реабилитироваться в глазах зрителей. Только вот при этом он совершенно не учел, что он – далеко не Шварценеггер, который, возможно, и смог бы вытащить подобный слабенький сценарий на своих могучих плечах. Как известно, и другими особыми данными Аффлек не обладает, потому и получился у него довольно странный персонаж – гений инженерии с лицом выпускника сельской школы, который иногда неожиданно вспоминает о том, что знает несколько каратистских приемчиков, выученных во время вживания в образ «Сорвиголовы». Кстати, фильм о слепом супергерое вышел в том же году, подтвердив таким образом, что в боевиках Аффлеку делать нечего (в совокупности за «Час расплаты», «Сорвиголову» и «Джильи» Бен Аффлек заслуженно получил свою «Золотую малину»). И это первый существенный минус «Часа расплаты».
Ума Турман, хоть ее Черная Мамба уже и готовилась к смертельному выпаду, в драках принимать участие не стала, ограничившись изображением влюбленной в инженера профессорши, выдумывающий различные способы управления погодой (ими она как раз и воспользуется). Но ее любовь к Аффлеку получилась какой-то неискренней, что только подтверждает имеющиеся о ней данные, что выбираемые ею мужчины имеют совсем другой типаж. Подтвердило это и то, что Ума гораздо умнее Джей Ло. Только вот все это в данном случае ей совсем не пригодилось. Так и проходила полфильма с ничего не понимающим видом, правда, один раз все-таки не удержалась и припечатала одного из злодеев ногой к полу.
Джон Ву тоже поддался общему настроению и тоже всех разочаровал. Как и Бен Аффлек, он шел к этому постепенно. Прогремев своими ювелирно отточенными гонконгскими боевиками на весь свет и с оркестром войдя в Голливуд, он стартовал с крепко сбитой «Сломанной стрелой», чтобы сорвать бурные аплодисменты практически идеальным боевиком «Без лица». И все это для того, чтобы начать медленно, но верно скатываться вниз – от «Говорящих с ветром» и «Миссии: невыполнима 2» к разрушительному для его карьеры «Часу расплаты». Возможно, и другие его фильмы не имели идеального сценария, но он всегда умел спрятать дыры в сюжете за визуальным пиршеством, царящим в кадре. Однако, к «Часу расплаты» Джон Ву явно выдохся, продемонстрировав, что Голливуд на него влияет далеко не лучшим образом. Нет, конечно, и здесь не обошлось без его излюбленных приемов – и мексиканские дуэли, и непременный рапид, и белые голуби, летящие в камеру, – все это есть и здесь, только как-то все обмельчало и даже количество голубей сократилось до возможного минимума. Так что тот, кто хочет найти в этом фильме старого доброго Ву, будет разочарован – от былой лихости не осталось и следа. Возможно, тому виной требование выпустивших картину DreamWorks максимально сократить уровень насилия, но ведь и «Спасение рядового Райана» снимал Стивен Спилберг (один из владельцев компании), а не Александр Птушко. Что примечательно, попытка превратить фантастический боевик в доступное подросткам зрелище (при всей куче расстрелянных в фильме автоматных рожков в цель попали только два человека – остальные оказались совершенно бездарными стрелками) все равно удалась лишь отчасти – фильму был присвоен рейтинг PG-13 (дети до 13-ти только в сопровождении взрослых).
Что и говорить, фильм оказался неудачным (в США он не добрал почти 7 миллионов до вложенных средств и лишь в мировом прокате кое как доковылял до своего 60-миллионного бюджета). Не спасло его и то, что сценарий к нему был написан по одноименному рассказу (опубликован в 1987 году) Филиппа К. Дика – одного из самых востребованных Голливудом фантастов. Но не стоит забывать, что творчество американского писателя никогда не было простым для переноса на экран, что подтверждает тот факт, что ни одна из экранизаций так и не стала настоящим коммерческим хитом (к этому были близки разве что «Вспомнить все» и «Искусственный интеллект»). Сам рассказ уже давно является классикой научной фантастики, но вот написанный по нему сценарий оказался просто ужасающ. Пытаясь привлечь зрителя действием, в него напичкали погонь, перестрелок, взрывов и драк в стиле кунг-фу. При этом сценаристы совершенно забыли о том, что героям при этом еще надо и разговаривать о чем-то, поэтому все прозвучавшие в фильме реплики просто поражают никому не нужным пафосным идиотизмом, и в них часто совершенно теряются причинно-следственные связи, и лишь спасительный конверт со странным содержимым возвращает память как героям, так и зрителям, теряющим нить повествования. Вот так, начавшись с многообещающей интриги и постепенно запутываясь в дебрях амнезии, фильм повторяет судьбу Бена Аффлека и Джона Ву – медленно, но верно скатывается вниз – к полному краху и разочарованию. И лишь Ума Турман стоит в сторонке и помалкивает: она-то знает, что у нее, в отличие остальных, спрятан туз в рукаве – в лице ее любимого Квентина Тарантино.
Кстати, вот те 20 предметов, которые в случае чего помогут вам спасти мир: пачка сигарет, коробок спичек, инфракрасные (или что-то вроде того) очки, билет на автобус, кольцо с камушком, дезодорант, скрепка, ключ с брелком, увеличительная линза, визитка кафе «Мишель», ключ от сигнализации мотоцикла БМВ, гаечный ключ, конверт с парой лишних марок, пропуск в компанию, где разрабатывают «машины времени», наполовину решенный кроссворд, пуля, наручные часы, предсказание из печенья, ну и конечно, корешок от выигрышного лотерейного билета.



Плюсы: погоня злого дяди за мотоциклом Бена и Умы.

Минусы: не надо было портить хороший рассказ этим фильмом. Причины описаны выше.

Комментариев нет:

Отправить комментарий