вторник, 24 ноября 2009 г.

Ад в поднебесье (1974)

Ад в поднебесье
The Towering Inferno
1974; США; 165 мин.

Action/Disaster Film/Drama/Thriller
* * * * / 6.8

Режиссер: Джон Гиллермин, Ирвин Аллен
В ролях: Стив Маккуин, Пол Ньюман, Уильям Холден, Фэй Данауэй, Фред Астер, Сьюзан Блейкли, Ричард Чемберлен, Дженнифер Джонс, О Джей Симпсон, Роберт Воэн, Роберт Вагнер, Сюзан Фланнери

Продюсер Ирвин Аллен прославился тем, что вывел в разряд блокбастеров «фильмы-катастрофы», отметившись такими яркими представителями жанра, как «Приключения Посейдона», «Когда время истекло» и «Землетрясение». «Ад в поднебесье» был, пожалуй, лучшей из «катастроф» своего времени, став эталоном жанра, в котором удачным образом переплелись эффектное зрелище и драматургия человеческих характеров.

В центре Сан-Франциско архитектором Дагом Робертсом (Ньюман) возведен 140-этажный небоскреб из стали, стекла и бетона – совершенный как внутри, так и снаружи. На открытие нового здания, совмещающего в себе жилые и офисные помещения, прибыл весь цвет города – бизнесмены, чиновники, звезды кино и телевидения, и даже мэр с сенатором. Еще до начала вечеринки Даг узнал, что далеко не все его требования к возведению здания (в первую очередь по безопасности) были выполнены, но отменять что-либо уже было поздно, поэтому торжественное мероприятие все же началось. Праздничную обстановку смог прервать только возникший в электропроводке пожар, на который поначалу не обратили должного внимания, и лишь когда прибывшие пожарные приступили к тушению, шеф пожарной команды О’Хэллоран (Маккуин) смог настоять на срочной эвакуации людей. Но так как между очагом возгорания и местом проведения вечеринки было без малого этажей тридцать, его предупреждения всерьез восприняли только тогда, когда огонь отрезал веселящейся публике все пути к спасению. Так около полусотни людей оказались заперты в огненной ловушке, в которой и открылись истинные лица многих из них.

После успеха «Приключений Посейдона» (1972), в котором Ирвин Аллен с размахом утопил гигантский океанский лайнер, крупные студии, почуяв запах больших денег, стали выискивать нечто подобное. Так взгляд студии Warner Bros. упал на роман «Башня» (The Tower) Ричарда Мартина Стерна, права на экранизацию которого были приобретены за $390 тысяч, а восемь недель спустя Ирвин Аллен, работавший на 20th Century Fox, обнаружил похожий роман – «Стеклянный ад» (The Glass Inferno) Томаса Н. Скортиа и Фрэнка М. Робинсона – и купил права на него за $400 тысяч. Оба романа рассказывали об одном и том же – о пожаре во Всемирном Торговом Центре, которому через два десятилетия на самом деле предстояло исчезнуть в результате террористической атаки 11 сентября (любопытно, что съемочный процесс фильма закончился именно 11 сентября). Чтобы избежать конкуренции из-за двух схожих сюжетов, студии решили объединить свои усилия, что стало первым случаем сотрудничества столь крупных студий. Сценарист объединил два романа в один сценарий, составив название фильма из названий обеих книг и взяв по семь персонажей из каждой из них. Из разных книг перекочевали в фильм и варианты спасения людей – спуск на крышу соседнего небоскреба в спасательной люльке был взят из «Башни», а тушение пожара при помощи взрыва резервуаров с водой – из «Стеклянного ада». Благодаря богатому выбору в картину удалось привлечь целый ряд звезд первой величины. Фэй Данауэй, которой досталась роль Сьюзан, подруги Дага Робертса, не только продемонстрировала свои стройные ножки, но и блеснула драматическим талантом, став одним из ключевых героев картины. Звезда мюзиклов Фред Астер сыграл уже немолодого афериста, пытающегося всучить поддельные акции одинокой вдовушке и нашедшего в ней свою последнюю любовь: в этой второстепенной роли он даже умудрился вставить пару танцевальных па и был настолько трогателен, что был удостоен «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар». Роли же главных героев – архитектора Дага Робертса и шефа О’Хэллорана – достались Полу Ньюману и Стиву Маккуину. Причем для того, чтобы между ними не возникало конфликтов, их имена на постерах, в начальных и финальных титрах стояли рядом, отметая всякие возможности для споров о первенстве. Равными были и гонорары двух звезд – по миллиону долларов и 7,5% от кассовых сборов. При этом актеры вели себя по разному: Маккуин (как и Данауэй), требовал, чтобы на площадке во время съемок не было посторонних, и отказывался давать интервью, тогда как Ньюман просто попросил, чтобы не было никаких «сюрпризов». Любопытно, что изначально Ирвин Аллен хотел, чтобы роль Дага Робертса сыграл именно Маккуин, но тот соблазнился ролью пожарного, и та (в сценарии роль главы пожарных, известного под именем Марио Инфантино, была сравнительно невелика) специально для него была превращена в одну из главных. Оба актера на съемках фильма проявили себя настоящими мужчинами, самостоятельно выполняя большую часть трюков. Так Ньюман сам спускался по разрушенному лестничному пролету, а Маккуин, когда однажды на площадке вспыхнул настоящий пожар, лично помогал пожарным тушить огонь. Один из пожарных, поначалу не узнавший актера, потом сказал ему: «Моя жена в это никогда не поверит», на что тот ему ответил: «Да я и сам не верю».

Для фильма в голливудских студиях было построено 57 декораций, из которых после окончания съемок осталось стоять только 8 – остальные были благополучны уничтожены. При этом Ирвин Аллен, славившийся размахом и страстью к обилию звезд в своих картинах, в очередной раз умудрился уложиться в сравнительно небольшой бюджет, ограничившись 14 миллионами. При этом он экономил на всем возможном. Так, компьютер, которым управлялась «Стеклянная башня», на самом деле был собран из уцелевших частей компьютера AN/FSQ-7, старой системы ВМС, которая использовалась в 60-х годах, для защиты США от советских бомбардировщиков. Само же здание было на самом деле миниатюрами и изображениями на матовом стекле, а для актеров и исполнителей трюков сооружались лишь части конструкции здания. Натуральные же кадры использовали реально существующий небоскреб «Хайат Ридженси» в Сан-Франциско с дорисованными к нему 50 этажами. Так же, как были распределены роли, между студиями были разделены и режиссерские обязанности: Джону Гиллермину (через два года он снимет ремейк «Кинг Конга» с Джессикой Лэнг) достались драматические сцены, а Ирвин Аллен, оставаясь при этом продюсером картины, снимал все экшен-сцены, включая сцену финального пожарища и тушения его при помощи 700 галлонов воды.

Стоило фильму лишь выйти на экраны, как он мгновенно возглавил список хитов. Люди шли на фильм, привлеченные звездным актерским составом и ожидаемым грандиозным зрелищем гибнущего в пожаре здания. Надежды зрителей оказались не напрасны, и как результат картина собрала в прокате 140 миллионов долларов. Не преминули отметить фильм и киноакадемики: в США фильм собрал 3 «Оскара» и 4 номинации (в том числе за лучший фильм) на него, а в Великобритании был отмечен призом Фреду Астеру и двумя второстепенными номинациями. Также «Ад в поднебесье» был награжден двумя премиями «Золотой глобус». Долгие годы после этого фильм остается любим многими зрителями, а в течение всех 80-х и 90-х он ежегодно показывался под Новый Год шведским телевидением.

Когда в 1974 году снимался этот фильм, никто даже не предполагал, что картина окажется не просто очередным фантастическим развлечением. В конце фильма из уст Стива Маккуина звучат слова о том, что когда-нибудь подобное произойдет в гораздо более значительных масштабах. Кто бы мог подумать, что в 2001 году крупнейшие здания Америки – башни-близнецы Всемирного Торгового Центра – станут объектом нападения террористов, и эта более чем реальная катастрофа унесет жизни нескольких тысяч человек. Так «Ад в поднебесье» из развлекательного «фильма-катастрофы» в один момент превратился в фильм-предупреждение, фильм-пророчество. А безопасные небоскребы строить никто так и не научился…



Плюсы: звездный актерский состав, удачное сочетание зрелищных и драматических сцен – даже не обращаешь внимания на то, что фильм длится больше двух с половиной часов.

Минусы: есть шанс запутаться в обилии героев, да и небоскреб мог бы гореть повнушительнее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий