понедельник, 23 ноября 2009 г.

28 дней спустя (2002)

28 дней спустя
28 Days Later...
2002; Великобритания; 113 мин.

Horror/Sci-Fi
* * * * * / 7.6

Режиссер: Дэнни Бойл
В ролях: Киллиан Мерфи, Наоми Харрис, Ноа Хантли, Брэндан Глисон, Меган Бернс, Кристофер Экклестон

Казалось бы, жанр зомби-хоррора к XXI веку умер окончательно и бесповоротно, однако, нашлись те, кто решил возродить забытый жанр. Одним из этих людей оказался британский режиссер Дэнни Бойл, будущий обладатель «Оскара» («Миллионер из трущоб», 2009), прославившийся такими хитами, как «Неглубокая могила», «На игле» и «Пляж». Его решение обратиться к всеми похороненному жанру могло бы вызвать удивление, но после событий 11 сентября и появления вируса «птичьего гриппа» темы грядущего конца света пришлись как никогда кстати. Практически одновременно с фильмом Бойла на экраны вышли не менее удачные «Земля мертвых» родоначальника зомби-хоррора Джорджа Ромеро, ремейк его же «Рассвета мертвецов» и британская комедия «Зомби по имени Шон», пародирующая штампы жанра. На их фоне «28 дней спустя» выглядел не менее эффектно, сместив кровавое пиршество на задний план и выведя на передний человека... Именно благодаря этому фильм и был признан одним из лучших хорроров десятилетия.

28 дней – столько времени прошло с того момента, как жизнь в Великобритании кардинально изменилась. Это произошло после того, как группа радикально настроенных борцов за права животных выпустила на свободу лабораторных обезьян, зараженных новым вирусом бешенства. Неизлечимый вирус, действующий на человека почти мгновенно, вырвался на волю и оказался на улицах Лондона. На покорение Англии вирусу хватило нескольких недель. Все население, пораженное неведомой заразой, превратилось в кровожадных и алчущих плоти живых мертвецов (любопытно, что Бойл, как и Джордж Ромеро в своем первом фильме, принципиально не называет эту нежить зомби).

28 дней спустя после катастрофы в одной из лондонских больниц приходит в себя Джим (Мерфи), молодой курьер, оказавшийся в клинике после автоаварии. Именно это и спасло ему жизнь, – находясь в коме, он не заинтересовал озверевших людей. Так Джим оказался совершенно один в обезлюдевшем мегаполисе, на чьих улицах царят ветер, мусор и пустота. Такой размах ПУСТОТЫ можно увидеть только в фильмах «Ванильное небо» и «Я – легенда». Именно пустота и является главным героем первой трети картины, когда ничего не понимающий Джим бродит по пустынным улицам среди упавших телефонных будок и поверженных двухэтажных лондонских автобусов. Он ищет хоть одну живую душу и вскоре встретит не только себе подобных, но и тех самых новых хозяев мира – живых мертвецов. В том, что касается «мертвецов», все остается в рамках жанра – при выстреле в голову они все-таки умирают. Чуть позже вместе с встретившейся ему Селиной (Харрис), вооруженной по самые уши девушкой-мулаткой, он находит в недрах лондонских новостроек еще двоих выживших – Фрэнка (Глисон) и его дочь Ханну (Бернс) лет 15-ти. Те рассказывают, что по радио передают, что вымерла еще не вся Англия, и люди еще остались. Именно к ним и отправятся наши герои, прорываясь через толпы мертвецов к светлой цели, которая таковой на самом деле не является…

Именно в этот момент зомби-хоррор перестает быть таковым и превращается в гораздо более страшную драму. Пока герои добирались до зоны, свободной от зомби, им пришлось потерять Фрэнка, но это не помешало им оказаться на изолированной военной базе, где их должны ждать мир и покой. Однако именно здесь и начинается самое страшное. С этого момента монстры за периметром простреливаемой полосы уходят на второй план, а главными монстрами становятся обезумевшие от собственной компании и сексуального воздержания вояки во главе с майором Вестом (Экклестон), держащие оборону на базе. Бойл показывает военных, одержимых властью и похотью, и на этот раз «доблестные воины» не выглядят праведными защитниками человечества, они – те самые «зомби», «живые мертвецы», что жаждут мяса и крови. Чему еще тут удивляться, когда солдатня пытается завладеть юными девами, приехавшими к ним с просьбой о защите и помощи. В этих-то сценах и выражена главная мысль картины: кто хуже – человек или зомби? И кто именно перестал быть человеком?.. Человек, пораженный вирусом бешенства и жаждущий плоти ради пропитания, или человек, жаждущий плоти только ради удовлетворения собственного либидо? Ведь именно солдаты-спасители и оказались теми самыми главными злодеями, которые столь необходимы для любого уважающего себя хоррора.

За основу нового проекта Дэнни Бойл взял сценарий, написанный известным британским писателем Алексом Гарландом, с которым он уже работал над «Пляжем». По словам самого Гарланда, когда он писал сценарий, его вдохновляли фантастический роман Джона Уиндема «День триффидов» (1962), кинотрилогия Джорджа Ромеро о зомби («Ночь…», «Рассвет…» и «День живых мертвецов»), а также фильм «Человек Омега» (1971), поставленный по роману Ричарда Мэтисона «Я – легенда». Результатом работы Гарланда стал сценарий, одновременно как напоминающий нам о своих предшественниках, так и значительно отличающийся от них. Следующим ценным приобретением Бойла стал знаменитый английский оператор Энтони Дод Мантл, одна из ключевых фигур творческого объединения «Догма», в рамках которого (начиная с «Торжества», 1998) он снял три фильма. Впоследствии он снимал «Догвилль» (2003), «Мандерлей» (2004) и «Последнего короля Шотландии» (2006). Именно благодаря мастерству Мантла после просмотра «28 дней спустя» в первую очередь в памяти всплывает именно образ опустевшего Лондона.

Сложнее оказалось с выбором актеров на главные роли. Так на роль Джима Бойл планировал взять Эвана Макгрегора («Звездные войны 1-3», «Остров»), которого он сам вывел в звезды в «На игле». Однако, тот был занят, и следующим претендентом стал Леонардо Ди Каприо, игравший в «Пляже». В результате на главную роль был взят малоизвестный тогда Киллиан Мерфи, отметившийся до того только в «Диско-свиньях» 2001 года. Не менее любопытным был кастинг и на другие роли: на роль Селины пробовалась Тильда Суинтон, а на роль майора Веста – Роберт Карлайл («На игле»). Роли достались не им, но Карлайл все же снялся в «28 недель спустя». В итоге основные роли достались малоизвестным актерам, резко пошедшим вверх именно после работы с Бойлом: Наоми Харрис появилась в роли пиратки Тиа Дальмы в успешнейших «Пиратах Карибского моря», Брэндан Глисон после «28 дней» сыграл в «Трое», 4-м и 5-м «Гарри Поттере» и «Беовульфе». А Киллиан Мерфи именно после фильма Бойла привлек внимание Голливуда, снявшись в «Холодной горе» и двух новых фильмах о Бэтмене – «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь». Судьба Меган Бернс и Кристофера Экклестона сложилась не так удачно, – Экклестон снимался в популярных телесериалах «Доктор Кто» и «Герои», а вот Бернс в кино больше не играла.

Главные трудности при создании фильма были связаны со съемками опустевшего Лондона. Правительство пошло Бойлу навстречу, и при помощи полиции некоторые улицы города были перекрыты, но даже при этом пришлось прибегать к хитростям. Пустые улицы снимали ранним утром в выходные, а на значительном расстоянии от места съемок выставлялись специально приглашенные красивые девушки топлесс, которые таким образом на некоторое время останавливали дорожное движение. Гораздо проще обстояло дело с больницей, в которой просыпался Джим: она, хоть и является действующим заведением, не работает по выходным, поэтому договориться с ее руководством не составило труда. Все остальное снималось за пределами английской столицы, поэтому подобных трудностей перед съемочной группой больше не возникало.

Когда фильм вышел на экраны, он был благосклонно встречен как критикой, так и зрителями, собрав кучу премий и окупившись более чем в 10 раз при бюджете в 8 миллионов. Таким образом Дэнни Бойл в очередной раз доказал, что не тратясь на спецэффекты и не привлекая суперзвезд, можно снять картину не только финансово успешную, но и ценную как для своего жанра, так и для всего киноискусства в целом.



Плюсы: Дэнни Бойл + зомби + опустевший Лондон.

Минусы: судя по происходящим в жизни событиям, все это вскоре может оказаться правдой.

1 комментарий: