вторник, 24 ноября 2009 г.

20.000 лье под водой (1916)

20.000 лье под водой
20,000 Leagues Under the Sea
1916; США; 105 мин./84 мин. (британская версия)

Action/Adventure/Sci-Fi
* * * / 7.0

Режиссер: Стюарт Пэйтон
В ролях: Луис Александер, Кертис Бентон, Уоллас Кларк, Аллен Холубар, Дэн Хэнлон, Мэтт Мур, Уильям Уэлш, Ховард Крэмптон

Это уже не первая экранизация классического приключенческого романа Жюля Верна «20.000 лье под водой»: ранее выходили немые короткометражки 1905, 1907 (режиссером этого фильма был один из родоначальников кино Жорж Мельес), 1913 и 1914 годов. Но только в 1916 году появилась первая полнометражная картина, которая отличалась от предшественниц не только хронометражем, но и некоторыми своими особенностями и техническими достижениями, что и позволило ей оставить свой след в истории.

Сегодня этот фильм среди историков и любителей кино известен не благодаря сюжету или актерской игре, а благодаря тому, что именно в здесь впервые в истории кино были проведены полномасштабные подводные съемки. Можно говорить, что эти «20 000 лье» вошли в историю именно благодаря операторским новшествам, но дело не только в этом, ведь для начала ХХ века это было не только зрелищное, но и просто хорошее кино.

О сюжете картины говорить глупо, ведь историю о капитане Немо и его неожиданных попутчиках благодаря большим тиражам романа Жюля Верна и неоднократным экранизациям знают почти все. Именно Жюль Верн был первым человеком, кто заставил поверить в то, что люди могут плавать и жить под водой.

В фильме капитан Немо (Холубар) пытается отомстить Чарлзу Денверу (Уэлш), из-за которого погибла его дочь. Для этого он строит гигантскую подводную лодку «Наутилус». Денвер соответственно прячет свою дочь от мести капитана на отдаленном острове, куда заносит ураганом воздушный шар с пятью американцами. В это время «Наутилус» атакует в открытом море корабль «Авраам Линкольн», на котором плывет профессор Ароннакс (Хэнлон), после чего профессор и его спутники оказываются на борту «Наутилуса» – сначала как пленники, а затем как гости капитана Немо.

В самом романе профессор Ароннакс охотился за подводным монстром (им по сути и являлся «Наутилус» капитана Немо) и наконец столкнулся с ним в лице настоящего монстра – гигантского кальмара Кракена. Эта сцена создателям фильма была особенно интересна, так как именно в ней можно было продемонстрировать битву между человеком и природой. Настоящие монстры в кино появятся только спустя десятилетия, поэтому для создания этой сцены (как и для многих прочих) нужны были настоящие энтузиасты. Именно поэтому начинающий продюсер Карл Леммле, взяв кредит (фильм обошелся ему в сумасшедшие по тем временам 200 тысяч долларов), пригласил братьев Джорджа и Эрнеста Уильямсон, которые взялись за то, чтобы снять настоящие подводные красоты. Следует заметить, что до них никто никогда не пытался не только снять подводный мир, но и поместить в его среду целую фантастическую историю. Стоит признать, что у братьев не было должного по нынешним меркам оборудования, поэтому им пришлось придумывать все самим. Так при помощи хитрой системы подводных линз, ламп и зеркал (именно их отражения снимала камера) они изловчились снять то, что вошло в историю кино как первая подводная съемка. При этом стоит вспомнить, что первый акваланг Жак-Ив Кусто придумал только несколько десятилетий спустя. Однако братья справились со своей задачей, благодаря чему сегодня мы можем наблюдать чудеса операторского искусства, а впоследствии – монтажа и режиссуры.

Специально для подводных съемок киногруппа выехала на Багамские острова, остальные же сцены снимались в Нью-Джерси и на студии Universal в Калифорнии. При этом для съемок фильма были привлечены не только звезды, но и многие неизвестные актеры, сделавшие карьеру позже. Но в любом случае в производстве фильма были заняты настоящие величины кинематографа как тех, так и этих лет. Так, режиссер Стюарт Пэйтон, начав снимать лишь за год до выхода этого фильма, впоследствии снял 67 фильмов (и все это за 20 лет работы – до 1938 года), а оператор Юджин Гаудио был младшим братом Тони Гаудио (впоследствии лауреата «Оскара» за операторскую работу) и за свою недолгую карьеру (он умер в возрасте 34 лет) снял 21 фильм.

В актерском составе тоже были свои находки. Исполнитель Неда Лэнда – Кертис Бентон – к тому времени уже был известным актером, снявшись в 17 фильмах, среди которых главными были роли в картинах «Совесть» (1915), «Сила слабого» (1916) и «Ревность» (1916). Капитан Немо – Ален Холубар – был одним из первых режиссеров Карла Леммле на студии Universal. В этой роли он поставил 33 фильма, также снявшись в 38 фильмах («Белый ужас», 1915; «Совесть», 1915). При этом стоит отметить, что и его судьба могла сложиться удачнее – он умер в 1923 году в возрасте 35 лет во время операции. Удачнее всех оказался Карл Леммле, продюсер картины, ведь именно он основал крупнейшую и по сей день кинокомпанию Universal Pictures. За все время своей работы он принял участие в создании 643 (!) фильмов, среди которых такие хиты, как «Горбун из Нотр-Дамма» (1923), «Шок» (1923), «Призрак оперы» (1925), «Человек, который смеется» (1928), «На западном фронте без перемен» (1930), «Мост Ватерлоо» (1931), «Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931), «Мумия» (1932), «Человек-невидимка» (1933), «Черный кот» (1934), «Невеста Франкенштейна» (1935) и «Ворон» (1935). Он никогда не боялся использовать классические и общеизвестные сюжеты, и именно это держало его на плаву. Многие жанры появились на свет именно благодаря ему, и даже сегодняшнее царствование кинокомикса во многом обязано Леммле, ведь именно он был тем, кто снял первую полнометражную версию комикса «Флэш Гордон» в далеком 1936 году.

По нынешним меркам к фильму можно было бы найти много претензий, но если учесть, что кинематограф появился за два десятилетия до появления картины, то то, что сделали в 1916 году, оказывается просто удивительным фактом того, как молодые кинематографисты умудрились сделать фантазию реальностью. Их «20.000 лье под водой» сразу же после выхода на экраны стал хитом и вошел в историю кино как классика научной фантастики. Можно посмотреть его и сегодня, особенно если учесть тот факт, что в 1991 году фильм был отреставрирован и переиздан с музыкой Александра Рани и Брайана Бенисона.

Кинокомпания Universal до этого фильма не была крупной компанией, Карл Леммле не был известным продюсером, а Жюль Верн был малоизвестным за океаном французским беллетристом, однако именно после этой картины все они вошли в историю и стали теми, с кем до сего дня считается жизнь.



Плюсы: классика кино, проверенная временем и сохранившаяся в нем + возможность посмотреть первые в истории подводные съемки (как бонус для дайверов).

Минусы: фильм слишком стар для того, чтобы выглядеть как 90 лет назад, поэтому значительно потерял в качестве изображения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий