понедельник, 23 ноября 2009 г.

Вверх (2009)

Вверх
Up

2009; США; 85 мин.

Adventure/Animation/Comedy/Family
* * * * * / 8.4

Режиссеры: Пит Доктер, Боб Питерсон
Роли озвучили: Эдвард Эснер, Кристофер Пламмер, Джордан Нагай, Боб Питерсон, Делрой Линдо, Джером Ранфт, Джон Раценбергер, Дэвид Кэй, Эли Доктер, Джереми Лири, Микки Макговен

Карл Фредриксен (Эснер) с детства мечтал о небе и дальних странах, а его героем был путешественник Чарльз Манс (Пламмер). Однажды после просмотра киноновостей о любимом герое, в которых рассказывалось о том, что Манса обвинили в подделке скелета неизвестной науке гигантской птицы, Карл познакомился с Элли (Доктер) – такой же как он любительницей приключений. Их общей мечтой стало поселиться у Райского водопада в Южной Америке, но годы шли, они поженились, взрослели, старели, и однажды Карл остался один. Когда его попытались выселить из их маленького домика, за десятилетия обросшего высотками по соседству, он предпринял отчаянный шаг навстречу мечте, которая всегда сопровождала их с Элли жизнь: на воздушных шарах он оторвал от земли свой домик и отправился к южно-американскому водопаду. Не прошло и пяти минут полета, как в дверь постучали. На пороге стоял скаут-карапуз Рассел (Нагай), который незадолго до начала полета заходил к старику с предложением помочь, – для полного счастья и для того, чтобы стать старшим скаутом, ему недоставало всего одного значка – «За помощь пожилым людям». Так в маленьком домике, летящем над облаками в Южную Америку, оказались двое – угрюмый старик мистер Фредриксен и неугомонный мальчишка Рассел. Вместе они доберутся до водопада, а по дороге встретят новых друзей – гигантскую птицу, названную с легкой руки Рассела бекасом по имени Кевин, и мохнатого вислоухого пса Дага (Питерсон), способного «разговаривать» при помощи специального приспособления, разработанного его бывшим хозяином – тем самым Чарльзом Мансом, который вместе со своими собаками живет в этих краях на своем огромном дирижабле и вот уже много лет охотится на Кевина, который должен доказать правоту путешественника и вернуть ему его честное имя. Только вот за годы отшельничества характер Манса окончательно испортился и теперь из доблестного путешественника он превратился в злобного и коварного старикашку. Именно с ним и придется столкнуться очень странной парочке – мистеру Фредриксену и малышу Расселу.

С каждым новым фильмом студия «Пиксар», по праву являющаяся главным на сегодня производителем качественных анимационных фильмов, предлагает зрительскому вниманию все более человечные и добрые фильмы. Начав когда-то «Историей игрушек», «Корпорацией монстров», «В поисках Немо» и «Рататуем», они дошли до гениального в своей лиричности «ВАЛЛ-И» и вот, наконец, сняли фильм «Вверх», уносящий нас на своих воздушных шариках в такие высоты доброты и тепла, что смотреть оттуда на окружающий мир доставляет ни с чем не сравнимое наслаждение. Предлагаемое фильмом приключение при этом умудряется балансировать на стыке жанров, и если «ВАЛЛ-И» был фантастической любовной историей, то «Вверх» – скорее приключенческая драма, чем фантастическая комедия. Хотя в фильме присутствуют и комедийные, и фантастические (одни «говорящие» собаки чего стоят) элементы. Не удивлюсь, если скоро «Пиксар» выпустит чистую, ничем не замутненную драму.

Каждый раз аниматоры «Пиксар» не только доводят до идеала драматургию фильма, но и совершенствуют свое техническое мастерство. В данном случае весь визуальный ряд достоин похвалы, хотя отдельного упоминания заслуживает анимация собак, – глядя на этих животных, не перестаешь удивляться, насколько точно художники смогли передать собачьи повадки, делая их такими реалистичными, что порой забываешь о том, что они нарисованы на компьютере. Люди при этом, как это водится у «Пиксар», весьма условны и утрированы. И это в фильме, главными героями которого являются люди. В «Вверх» студия «Пиксар» впервые сделала центральными персонажами людей – не рыбок, не игрушек, не животных, не роботов, а именно людей. При этом решено было ограничиться минимумом героев, остановившись на пяти персонажах, если не считать Элли, занимающую в сердце Карла главенствующее место, но присутствующую только в первых пятнадцати минутах картины.

Для озвучивания главных персонажей были приглашены далеко не самые последние люди. Пожилого Карла Фредриксена озвучил 80-летний Эдвард Эснер (во французской версии свой голос герою подарил легендарный Шарль Азнавур), лауреат 5 «Золотых глобусов» и 7 премий «Эмми», более известный за свою работу на телевидении (от «Бэтмана» до «Человека-паука»), тогда как самым успешным его кинофильмом является весьма сомнительный «Эльф», где он сыграл Санту (и это при имеющихся в багаже более чем 200 ролях). Его противника Чарльза Манса озвучил его ровесник Кристофер Пламмер, номинировавшийся на «Золотой глобус» лишь однажды и получивший лишь 2 премии «Эмми», но успевший сняться в таких картинах, как «Звуки музыки» (1965), «Ватерлоо» (1970), «12 обезьян» (1995), «Долорес Клейборн» (1996), «Сириана» (2005), «Не пойман - не вор» (2006) и даже сыгравший Гамлета в 1965-м году. И если главные роли озвучили «почетные старики», то свой голос неуклюжему скауту Расселу подарил 9-летний Джордан Нагай, для которого этот опыт стал первым. Российская версия озвучания оказалась не менее удачной, так как роль Фредриксена была доверена уважаемому и узнаваемому голосу Армена Джигарханяна, идеально подошедшему для этой роли. Что же касается тех прекрасных людей, что стали режиссерами «Вверх», то и они имеют очень богатый киноопыт. Пит Доктер, бывший одним из режиссеров «Корпорации монстров», также был соавтором сценариев обеих «Историй игрушек» и «УОЛЛ-И», а Боб Питерсон участвовал в создании «В поисках Немо» и «Рататуя».

То, что именно «Вверх» стал первым анимационным фильмом, открывающим Каннский кинофестиваль (большинство критиков, которым, как известно, уже далеко за 40, были в восторге от фильма), стало важной вехой в развитии анимационной кинематографии, ведь даже появление отдельной номинации «Оскар» не смогло утвердить позицию мультипликации в мире кинобизнеса. Но хочется верить, что именно после таких серьезных картин (именно картин, а не фильмов и тем более не мультиков) и наступит новый век мировой мультипликации, которой уже давно пора выйти из ниши «детского развлечения».





Плюсы: пожалуй, самый добрый фильм года, которому есть чему научить и детей, и взрослых.

Минусы: к сожалению, подобное КИНО появляется нечасто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий