четверг, 19 ноября 2009 г.

Четыре танкиста и собака (1966-1970)

Четыре танкиста и собака (TV-Series)
Czterej pancerni i pies
1966 (1-7 серии), 1969 (8-15 серии), 1970 (16-21 серии); Польша; 441 мин.

Adventure/War
* * * * / 8.1

Режиссеры: Анджей Цекальский, Конрад Налецкий
В ролях: Франтишек Печка, Януш Гайош, Влоджимеж Пресс, Пола Ракса, Веслав Голас, Роман Вильгельми, Малгожата Нимирска, Александр Белявский, Витольд Пиркош, Тадеуш Калиновский, Януш Клосинский

Мальчишки всегда любили играть в войну, и даже повзрослев они нет-нет, да и вспомнят о тех днях, когда каждый из них мог совершить свой собственный подвиг в отдельно взятом дворе. Особенно ярко это проявилось в мальчишках ХХ века, примером для которых были их любимые киногерои, среди которых одними из самых ярких были четыре отважных польских танкиста, дошедших вместе со своим боевым товарищем – псом Шариком – на своем танке до Берлина. В советском кино тоже было много фильмов о войне, но почему-то ни один из них не смог превзойти по популярности у мальчишек этого добродушного и веселого военного приключения.

Когда в 1944 году в СССР было решено сформировать польскую дивизию, юный поляк Янек Кос (Гайош), живущий в Сибири и мечтавший вслед за отцом попасть на фронт, разузнав об этом, отправляется вместе со своей собакой по кличке Шарик на призывной пункт, где и зачисляется стрелком-радистом в состав танкового экипажа 1-й Варшавской танковой бригады имени героев Вестерплатте 1-й армии Войска Польского. Там он и знакомится со своими новыми товарищами – рассудительным командиром танка Ольгердом Ярошем (Вильгельми), силачом-наводчиком Густавом «Густликом» Еленем (Печка) и механиком-водителем Григорием «Гжесем» Саакашвили (Пресс), грузином и единственным не поляком в экипаже. Пятым членом экипажа становится Шарик, крайне смышленый пес Янека, хотя не лишним будет и то утверждение, что и сама «тридцатьчетверка», на которой танкисты дойдут до Берлина, тоже вскоре станет считаться полноценным членом боевого отряда. Уже в первых сериях необстрелянному экипажу предстоит столкнуться с врагом, показать себя с лучших сторон и ощутить первое столкновение со смертью, которая все же долго будет обходить стороной бравую четверку. Во время боев на польской земле танкисты будут не только громить немцев, выполнять опасные задания и с честью выходить из сложных ситуаций (часто не без помощи любимого всеми Шарика), но и не забудут о том, что они обычные молодые парни – будут шутить, петь и влюбляться. И даже несмотря на то, что к концу первого сезона они потеряют в бою свой танк, названный «Рыжим» (имя Rudy будет запечатлено на борту танка рядом с отпечатками ладоней всех членов экипажа и отпечатком лапы Шарика) в честь русской девушки Маруси с ласковым прозвищем «Огонек» (Ракса), возлюбленной Янека, а их командир Ольгерд Ярош погибнет смертью героя, оставшиеся герои не потеряют веры в жизнь и скорую победу. В продолжении сериала к экипажу нового «Рыжего», чьим командиром теперь становится Янек, присоединится сын крестьянина Томаш «Томек» Черешняк (Голас), которому, хоть все и считают его трусоватым простаком, предстоит вскоре проявить себя в деле. Так, на протяжении последующих 14 серий экипаж «Т-34» совершит еще не один подвиг: сорвет секретную операцию вражеского морского десанта, вырвется из немецкого плена, примет участие в освобождении Гданьска и Рицена, совершит рейд в тыл противника, поможет восстанию узников концлагеря и с боями дойдет до самого Берлина. Именно там и закончится боевой путь танкистов и начнется новая, мирная жизнь, в которую герои вступят новыми людьми, а Янек, Густлик и Гжесь вместе с победой обретут и любовь, найденную ими на фронтах самой страшной войны.
Первая серия нового польского сериала о войне, предназначавшегося в первую очередь для детской и подростковой аудитории, вышла в эфир 9 мая 1966 года, и уже первый показ превзошел все ожидания. Фильм мгновенно стал безумно популярен, а зрители буквально влюбились в новых героев. Поначалу его показ был поставлен на утренние часы, но вскоре его были вынуждены перенести на более позднее время, так как многие подростки просто прогуливали школу во время трансляции сериала, поэтому на телевидении, распознавшем потенциальный хит, было принято решение показывать фильм во время каникул. Так с легкой руки телечиновников и не без участия зрителей «4 танкиста и собака» стали непременным атрибутом школьных каникул на протяжении многих лет, демонстрируясь ежегодно вплоть до 1989 года. Фильм оказался настолько успешен, что актеров, снявшихся в нем, практически сразу же начали приглашать на встречи со зрителем, а дети уже во время первого показа стали играть на улицах в «танкистов и собаку». По всей стране поднялось патриотическое движение, ветераны танковых войск стали самыми желанными гостями не только в школах, но и в рабочих клубах, по мотивам сериала в школах проводились уроки, в театрах ставились спектакли, организовывались так называемые Клубы Танкистов, девушки делали себе прически «под Марусю», а юноши высветляли перекисью челки «под Янека», каждый школьник мечтал о том, чтобы стать танкистом (конкурс в Познаньскую школу танковых войск на много лет вперед вырос в несколько раз), а каждая вторая собака вне зависимости от породы получала имя Шарик. В 1967-м году решением министра культуры и министра обороны актерский состав фильма был удостоен специальных наград.
25 сентября 1968 года фильм (тогда в нем было только 7 серий) впервые был показан в Советском Союзе и там его ждал точно такой же успех. Видя грандиозную популярность ленты и не в состоянии противостоять настойчивым требованиям публики «показать другие приключения танкистов», было принято решение начать снимать продолжение. Несмотря на то, что первый сезон был вполне самодостаточным произведением, а танк «Рыжий» погиб в бою вместе со своим командиром, студия вновь обратилась к писателю, придумавшему «Рыжего» и его экипаж. Так в фильме появился новый 4-й герой в исполнении Веслава Голаса, а героический экипаж получил новый танк «Т-34-85» вместо подбитого «Т-34-75» (хотя, на самом деле в обоих случаях снималась 85-я модель, так как более ранних моделей после войны не сохранилось). Экстренными темпами съемки велись на военных полигонах в Польше, и даже Сибирь снимали около города Клоцка. Телезрители о съемках долгожданного продолжения узнали практически сразу, и съемочные площадки возле города Лодзи, где были построены несколько улиц Берлина и Бранденбургские ворота, буквально осаждали мальчишки, мечтавшие заполучить хотя бы волосок Шарика, считавшийся среди детей талисманом и предметом гордости. Несмотря на явный «заказ» со стороны публики, к созданию картины относились достаточно строго. Цензура сериал стороной обойти не могла, делая акцент на идеологическом содержании и часто защищая польские интересы в ущерб исторической справедливости, что, однако, мало отразилось на отражении взаимоотношений русских и польских солдат. Гораздо чаще звучали упреки в излишней эротичности сериала, так как любовная линия Янека и Маруси периодически выбивалась на передний план и часто сопровождалась поцелуями. Придирались и к внешнему виду польских солдат, которые якобы даже в пылу боя должны были щеголять в начищенных сапогах и в застегнутых на все пуговицы гимнастерках. И если подобное кое-как еще смогли допустить, то сцену, в которой Янек и Магнето, командир мотоциклетной роты, идут в немецкую пивную, пришлось вырезать, так как подобного излишнего интернационализма и вольнодумия цензоры допустить не могли. И вот в 1969 году зритель наконец-то получил новые 7 серий, а год спустя – еще 7.
Успех многосерийного телефильма, ставшего полноценным сериалом (редкое для той поры явление для социалистического телевидения), остался прежним, а с увеличением зрительской аудитории за счет других стран соцлагеря даже вырос во много раз. Актеры и создатели фильма шли нарасхват по всем странам Варшавского договора, а встречи с ними проходили на стадионах, где собиралось до 40 тысяч зрителей. Так продолжалось на протяжении нескольких лет. Как вспоминает кинолог Францишек Шиделко, сопровождавший пса Шарика в 1975 году во время визита в Чехословакию, на улице Праги, по которой проезжали актеры, собралось несколько тысяч жителей чешской столицы: «Это выглядело примерно так, как если бы в Прагу приехал ансамбль «Биттлз». Миллионными тиражами расходились фотографии актеров, но особым шиком считалось заполучить автограф Шарика. Специально для этой цели была изготовлена особая полушка, пропитанная тушью, к которой тренер пса прижимал его лапу, после чего та оставляла свой отпечаток на фотографии любимого всей страной Шарика, каждая из которых (в день пес позволял делать не более 50 оттисков) ценилась польскими мальчишками на вес золота. Не обошла слава и знаменитого «Рыжего», ставшего звездой картины наряду с остальными ее участниками: он с почетом был установлен в Музее бронетехники в городе Познань, хотя и существуют версии, что настоящий «Рудый» (то есть «Рыжий») стоит совсем в другом месте.

Прославившиеся на весь «восточный блок» «4 танкиста и собака» не появились бы на свет, если бы не их создатель – польский писатель и журналист Януш Пшимановский (род. 1922), воевавший с 1943 года в составе Народного Войска Польского. Именно с 1945-го он начал писать – сначала как журналист, а с 1950 года – и как прозаик, причем большую часть своих работ он посвятил именно войне и героизму польских солдат. Вместе с Овидием Горчаковым им была написана повесть «Вызываем огонь на себя», по которой в 1964 году советский режиссер Сергей Колосов снял одноименный фильм. Тогда же писатель специально для конкурса военной литературы для молодежи в 1963 году написал роман «4 танкиста и собака», который, хоть и получил одну из пяти наград, вышел все же сравнительно небольшим тиражом в 10 тысяч экземпляров. Роман из-за спешки к конкурсу был достаточно сырым и неровным и, возможно, так и прошел бы незамеченным, если бы его публикацией в одной из газет не заинтересовались на телевидении. А когда в 1966 году на польские экраны вышел 7-ми серийный фильм, судьба романа Пшимановского была решена: он печатался огромными тиражами по всему соцлагерю – от СССР до Кубы, был переведен на множество языков (вплоть до португальского и шведского), а позже на его основе был даже сделан комикс. Но Януш Пшимановский славен не только своими «танкистами» (продолжения романа выходили до 1970 года вслед за появлениям новых киноприключений). Так, его документальная книга «Студзянки» была названа в Польше лучшей книгой 1966 года, а в 1987 году им была составлена книга «Память», куда были включены имена всех погибших в Польше во время Второй мировой войны.
Хотя в своем романе Януш Пшимановский и значительно облегчил происходившее на фронте, основные события и черты характера своих героев он взял из собственного опыта, а командир «Рыжего» Ольгерд Ярош даже имеет реальный прототип. Им стал русский капитан Виктор Тюфяков (в романе командир экипажа носил имя Василий Семенов, тогда как поляком стал только в фильме), уроженец Алтайского края, выпускник Полтавского танкового училища, встретивший войну в Одессе и в 1943 году направленный для помощи в создании Войска Польского (командирами польских танковых экипажей ставили преимущественно русских офицеров, уже имевших боевой опыт). В боях капитан неоднократно проявлял себя как пример для подражания, часто идя на риск, за что неоднократно был награжден орденами и медалями, а после сражения за деревню Студзянки, которая четырнадцать раз переходила из рук в руки, его заметили не только свои (после этого он был назначен комбатом), но и немцы, пообещавшие награду в пять тысяч марок за уничтожение танка Тюфякова. К сожалению, после войны жизнь бравого капитана не сложилась: из-за своего независимого характера и конфликтов с начальством он был разжалован, уволен из армии и лишен всех воинских званий и наград. Он работал разнорабочим в геологической партии, и его судьба так и оставалась бы незавидной, если бы не «4 танкиста и собака». После его показа в Польше стали разыскивать ветеранов-танкистов и устраивать с ними встречи. Среди многих был найден и «разноглазый комбат» из романа Пшимановского. Когда в Польше узнали о том, что найден реальный герой любимого произведения, его встретили как настоящего героя, а когда об этом узнали и на Родине, ему двадцать лет спустя вернули все боевые награды и восстановили в воинском звании. Так фильм вернул к жизни уже совершенно отчаявшегося человека, и он в свои сорок лет начал новую жизнь, поступив в вуз на юриста.
Героями и любимцами публики фильм сделал и артистов, исполнивших главные роли. Танкисты стали безумно популярны, что, правда, несколько подпортило жизнь некоторым из них, так как зрители отказывались видеть их в каких-либо других образах. Но при этом все они смогли справиться с бременем славы и много работали в театре и кино. О каждом из них стоит сказать отдельно.

Роман Вильгельми, сыгравший офицера Ольгерда, с 1958 года работал в варшавском театре «Атенеум», где славился своим непокорным характером и требовательным отношением к своим ролям, среди которых за 30 лет работы были роли Стэнли в «Трамвае «Желание», Макмерфи в «Пролетая над гнездом кукушки» и Пер Гюнта в одноименной пьесе Генриха Ибсена. Так получилось, что, как и его герой в фильме, Вильгельми умер раньше остальных: в 1991 году, когда ему было всего 55, он умер от рака печени, но до последних дней выходил на сцену. В 2004 году его коллега Рицик Марцин написал о нем книгу «Роман Вильгельми. И да буду я великим!», где рассказал не только о его жизненном пути, но и о погубившей его пагубной страсти к алкоголю. За свою недолгую жизнь актер был удостоен 13 наград за работу в театре, а после его смерти варшавские власти по многочисленным просьбам поместили барельеф с его изображением на стене у центрального кинотеатра города.

Януш Гайош, всеми любимый Янек, был самым молодым в четверке и пришел в кино сразу после окончания в 1965-м знаменитой Лодзинской актерской школы. Первая крупная роль чуть не стала для него последней, когда после съемок одного из первых эпизодов его, отдыхающего в траве, переехал по спине грузовик. Два месяца после этого актер пролежал в гипсе, и чтобы не останавливать съемки, срочно был придуман эпизод с Янеком в госпитале. Гайош в кино дебютировал еще во время учебы – в фильме «Барышня в окошке», но именно роль Янека сделала его «звездой» и чуть не похоронила его актерскую карьеру. После сериала он не снимался почти 10 лет, однако, смог найти себя на театральной сцене, став ведущим актером нескольких варшавских театров. К конце 70-х наладилась и его кинокарьера, а за роль в фильме «Миллионер» в 1977 году он был удостоен премии кинофестиваля в Гданьске, за чем последовали и другие блестящие роли в фильмах «Допрос», «Человек из железа», «Побег из кинотеатра «Свобода», «Последняя миссия», «Псы», а также наиболее известных – «Декалог-4» и «Три цвета: белый» Кшиштофа Кесьлевского, Однако, былая слава оставила свой след и на нем, о чем говорят частые запои и вот уже третий брак.
Франтишек Печка (сержант Густлик) к началу съемок был уже достаточно известным актером, дебютировав в фильме Анджея Вайды «Поколение» и успешно выступая в Краковском Старом театре (ныне Театр Людовы). После успеха сериала он стал необычайно востребован как в театре (в 1970-м он перебрался в Варшаву), так и в кино, снявшись в 78 фильмах, в том числе и в советской военной киноэпопее «Освобождение» (1971). В возрасте 74 лет он вновь блеснул на экране, исполнив роль Святого Петра в фильме Ежи Кавалеровича «Кво вадис» (2002), за что был отмечен критикой и зрителями. Не оставил он сцену и перешагнув девятый десяток, по-прежнему появляясь в спектаклях Общедоступного Театра Драмы, в котором служит с 1974 года.

На роль грузина Григория Саакашвили был приглашен Влоджимеж Пресс, еврей с украинскими корнями, родившийся во Львове. Его семью разлучила война, он с мамой уехал в эвакуацию, а отец, как потом выяснилось, попал в варшавское гетто и погиб в концлагере Треблинка. Долгое время он практически ничего не знал о своем отце, но и тут в судьбу вмешались «4 танкиста и собака». Когда сериал показали в Советском Союзе, молодого актера разыскала женщина, утверждавшая, что он ее родственник. Она оказалась сестрой мамы его отца, и именно от нее он узнал о его судьбе и даже получил в подарок несколько фотографий отца, которого, как и его героя – грузина-механика – звали Григорием. На съемках фильма Влоджимеж, как и его герой, нашел свою судьбу, будущую жену Ренату, работавшую костюмером. После фильма Пресс много играл в театре и кино, снявшись, например, в роли сына Сталина в фильме Агнешки Холланд «Европа, Европа», выдвигавшегося на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Также успешна была и карьера Веслава Голаса, появившегося со второго сезона в роли Томека. После сериала он очень много снимался, появляясь на экранах минимум в двух фильмах в год, дважды был женат и при помощи дочери Агнешки написал воспоминания о своей актерской жизни.

И лишь судьба красавицы Маруси «Огонек» не сложилась. Несмотря на огромную любовь зрителей, актриса Пола Ракса (она родилась в 1941 году в белорусском городе Лида) так и не смогла найти себя ни в кино, ни в театре. При этом она успела сняться в советском фильме Михаила Богина «Зося», сделавшим ее лауреаткой Московского кинофестиваля 1967 года. По какому-то странному стечению обстоятельств в дальнейшем красавица-актриса так и не смогла утвердиться в первом эшелоне, довольствуясь второстепенными ролями и разовыми постановками, а в 90-х окончательно порвала с кино, появившись в последний раз в фильме «Похищение Агаты» (1992). При этом на театральной сцене она иногда все еще появлялась, по-прежнему потрясая зрителей своей неугасающей красотой и девичьей фигурой. Уйдя из кино, от искусства Пола Ракса все же не отказалась, занявшись дизайном и моделированием одежды. Если же упомянуть об экранном романе Янека и Маруси, то он существовал только на экране, так как молодой Януш Гайош актрисе не приглянулся. Гораздо более интересным ей показался советский актер Юрий Каморный, ее партнер по фильму «Зося», с которым у нее вспыхнул пылкий роман, чуть не закончившийся свадьбой. Однако, Каморный, славившийся любвеобильностью, параллельно встречался и с другой девушкой, а когда та заявила, что ждет от него ребенка, предпочел Поле соперницу.
Отдельного упоминания заслуживает знаменитый Шарик, роль которого в фильме исполняли сразу две немецкие овчарки – псы по кличкам Шпик и Тример, хотя на самом деле собак, приглашенных «на главную роль» было три. Все три собаки были отобраны и выдрессированы в питомнике в Сулковцах под Варшавой опытным кинологом подполковником Францишеком Шиделко. Правда, они были далеко не лучшими, так как самый лучший пес, по словам подполковника «разорвал бы в клочья не только актеров, но и танк». Все три отобранные собаки присутствовали на съемках, только вот третьей пришлось довольствоваться «скамейкой запасных», так как необходимости в ее участии так и не возникло. При этом во всех крупных планах снимался Шпик, отличавшийся более выигрышным экстерьером, тогда как на Тримера возлагались все те сцены, где Шарику предстояло не только красоваться в кадре, но и проявлять себя в действии. Съемки одной из подобных сцен чуть не закончились трагедией, когда Тримера во время переправы через реку снесло вниз по течению, и он был спасен подоспевшим вовремя кинологом. После съемок в фильме именно Тример стал главным Шариком страны, взвалив на себя все тяготы звездной жизни. И после долгих лет «гастролей» Шарик на службу в милицию уже не вернулся и нашел себе новых хозяев, которые ухаживали за ним до последнего дня и отказывались усыпить его даже после того, как он потерял зрение и слух, а паралич поразил его задние лапы. Прожив в таком состоянии еще год, знаменитый актер умер в возрасте 14 лет. Полицейские кинологи из родного для Тримера питомника решили увековечить его память и в помещении библиотеки открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой стало чучело самого популярного в Польше пса. На подставке, на которой он стоит сейчас, значится надпись «Тример-Шарик», а рядом в рамке висит служебный формуляр знаменитой собаки.

Судьба этого сериала была удивительной, но, говоря о его влиянии на жителей социалистического общества, нельзя говорить только об идеологической составляющей фильма, хотя и она была немаловажна. Главным для истории стало не столько место, занимаемое «Танкистами» среди молодежных фильмов о войне, сколько его художественные достоинства, которых, несмотря на кажущуюся простоту и наивность, у сериала хоть отбавляй. Ведь не влюблялись же миллионы простых зрителей в героев стерильно-патриотических полотен, которых после Второй мировой было снято великое множество. Да и особого размаха батальных сцен, свойственного военному кино, в фильме было не так уж и много, впрочем, как и самой смерти, присущей любой войне. И тут дело не только в том, что картина была рассчитана на подростков, но и в том, что создателей «Танкистов» интересовали в первую очередь сами герои, а не окружающая их война. Поэтому те и получились настолько притягательными для зрителей, полюбивших их абсолютно искренне, без какого-либо давления сверху. И пусть «4 танкиста и собака» далеки от совершенства, именно в их условности и некой игрушечности и заключена их главная прелесть. Именно благодаря этому каждый мальчишка играл не просто в войну, а именно в танкистов, а владелец любой, даже самой маленькой собаки становился предметом зависти всего двора. Фильм, который совершенно не претендовал на историческую достоверность и точное соответствие деталям, стал для целого поколения настоящим сказочным приключением, рассказывающим простым и ясным языком о важном – о дружбе, любви, доблести и героизме. Как говорил в одном из интервью Влоджимеж Пресс, «я больше чем уверен, что ни сценарист картины, ни режиссер, ни мы, актеры, никакого политического смысла не закладывали. Хотя получилось немного наивно, но мы изо всех сил старались рассказать историю о дружбе, взаимовыручке и любви». Создатели фильма не пытались создать идеологическую агитку, и даже враг получился у них каким-то условным и схематичным, которого хотелось скорее пожалеть, чем возненавидеть. Немецкие солдаты выглядят некими комическими персонажами, которым отведена отрицательная роль лишь в силу сюжетных обстоятельств, а война с ними напоминает забавную компьютерную игрушку для детей дошкольного возраста.
Как бы это было ни странно, но именно последнее стало одной из причин разгоревшегося летом 2006 года скандала, вышедшего за пределы польского государства. В год 40-летия фильма, регулярно показывавшегося польским телевидением, против его показа выступили представители объединения ветеранов Армии Крайовой, которая в 40-е сражалась за свободу Польши, воюя как с фашистской, так и с советской армией. Пресс-секретарь правления организации ветеранов и партизан (POKiN) в Кракове, Ежи Буковский, в своем письме к руководству польского общественного телевидения (компании TVP) заявил, что по мнению польских ветеранов фильм является «продуктом коммунистической пропаганды, созданным на потребу СССР», а многие его эпизоды вызывают у них сомнения (среди таковых оказались появление главного героя в Сибири и изображение братства польской и русской армии): «Можно было в это верить тридцать лет назад, но не сейчас». Другим ярким высказыванием, на которое обратили внимание многие обычные зрители не только в Польше, но и на территории бывших советских республик, были следующие слова заместителя председателя объединения «Армия Крайова» Тадеуша Филипковского: «Нас возмущает то, что немцев показывали, как банду идиотов, а это была очень сильная армия тогда в мире, победить ее было трудно. А банду идиотов и дети могут победить. Не показан трагизм войны, в фильме война, как приключение». В июле 2006 года Бронислав Вильдштейн, председатель TVP, запретил передавать фильм в эфир, отметив, что компания и в дальнейшем не намерена демонстрировать фильмы, «очерняющие историческое прошлое Польши». Это решение телечиновника, известного своими антирусскими выступлениями, вызвало массу протестов не только в Польше и широко обсуждалось и осуждалось в сетевой и печатной прессе. Неизвестно, что именно повлияло на владельцев главного польского телеканала, но в 2007 году Вильдштейн был уволен из компании, а запрет на показ сериала был снят. И хотя на самом-то деле такой поворот в судьбе любимого многими фильма был ничем иным, как попыткой использовать его в грубой политической игре, главными заступниками «Танкистов» стали обычные зрители, возмущенные запретом традиционного для летних каникул показа сериала, причем среди них были не только те, кто вырос в 70-е и 80-е, но и более молодые поколения вплоть до современных польских школьников.

Именно это и стало подтверждением того, насколько важен этот фильм для всех поколений, ведь он не потерял своей прелести и вне зависимости от того времени, когда он был снят. И пусть для взрослых зрителей, смотревших фильм в далеком детстве, «4 танкиста и собака» являются лишь приятным воспоминанием, не стоит бояться разрушить детские впечатления пересмотром сериала, ведь именно сегодня, с высоты прожитого и пережитого, можно взглянуть на фильм совершенно по-новому. При этом достаточно будет посмотреть на реакцию собственного ребенка, который будет смотреть фильм впервые, чтобы увидеть, каким в детстве были вы сами.



Плюсы: всем, кто хочет вспомнить детство или просто вернуться в него, достаточно посмотреть эту одну из самых добрых «советских» сказок про войну.

Минусы: если вы ждете от фильма исторической правды в духе «Живых и мертвых» или спецэффектов в духе «Спасения рядового Райана», то это кино точно не для вас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий