понедельник, 23 ноября 2009 г.

Мумия (3): Гробница императора драконов (2008)

Мумия: Гробница императора драконов
The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor
2008; Германия/США; 112 мин.

Action/Adventure/Fantasy/Horror/Thriller
* * / 5.2

Режиссер: Роб Коэн
В ролях: Брендан Фрейзер, Мария Белло, Люк Форд, Джет Ли, Мишель Йео, Джон Ханна, Изабелла Люнг, Энтони Вонг, Лайам Каннингем, Дэвид Калдер, Джесси Менг, Альберт Кван

Все такой же молодой искатель приключений Рик О’Коннел (Фрейзер) и его заметно постаревшая супруга Эвелин (Белло) наконец-то решили завязать с поиском сокровищ и удалились на заслуженный отдых, предаваясь тихим семейным радостям: Рик рыбачит, а жена пописывает книжки. Однако, через некоторое время (как минимум пару десятилетий, судя по возрасту их сына) к ним подкрадывается неизбежный кризис. Но на их счастье из сын Алекс (Форд), пошедший по стопам родителей, в это время занимается раскопками гробницы китайского императора. Когда-то давно император Хан (Джет Ли) захватил почти весь Китай и решил замахнуться на бессмертие, для чего послал своего генерала на поиски волшебницы Цуян, владеющей секретом вечной жизни. Но волшебницей оказалась не древняя старуха, а сама Мишель Йео. Увидев такую милую женщину, император тут же положил на нее глаз, тогда как ей приглянулся генерал. Но все это не помешало колдунье найти в императорской библиотеке бамбуковый манускрипт, в котором хранилась мудрость веков. Когда древнее заклинание было прочитано, император, посчитав себя бессмертным, перешел ко второму пункту, стоявшему на повестке дня: овладеть приглянувшейся женщиной. Для этого он привязал генерала к лошадям и пустил их в буквальном смысле на все четыре стороны (жаль, что в силу цензурных соображений эта потенциально живописная сцена не вошла в фильм). Колдунья на такое поведение обиделась и прокляла императора, после чего тот подвергся ужасным метаморфозам: начал выделять коричневую жидкость, воспламенился и обратился в глиняную статую, то есть прошел все стадии гончарного производства. Вместе с ним окаменело и с его войско, и все они во главе со своим повелителем на два тысячелетия упокоились в гробнице, занесенной по обыкновению песками бескрайних пустынь. Тут-то их и обнаружил О’Коннел-младший.

В это время его родителей пригласили в Шанхай, куда уже была перевезена скульптурная композиция «Древний император на своей колеснице» дабы те разделили славу отпрыска. И именно в тот момент, когда счастливая семья взирала на глиняного императора, появились злодеи –генерал Ян (Вонг) с отрядом вооруженных солдат, обуреваемый жаждой оживить заколдованного императора при помощи непонятно откуда взявшегося артефакта. О’Коннелов решено было убить попозже, перед этим воспользовавшись их бескорыстной помощью: мама должна была окропить артефакт своей кровью, а папа пригодился для того, чтобы сдвинуть крышку гробницы, ведь он, как известно, в этом деле большой специалист. И император, разумеется, после этих нехитрых операций предстает во всей своей красе, вслед за чем и начинаются настоящие приключения с погонями, драками, чудесными превращениями и неизбежным хеппи-эндом.

Слухи о третьей «Мумии» пошли стразу после успеха второй, но на этот раз сценаристам пришлось потрудиться, так как египетская тема была уже исчерпана. Тут они и вспомнили об армии терракотовых воинов, обнаруженной в 1974 году в Китае рядом с гробницей императора Цинь Ши Хуанди, умершего в 210 году до н.э. Правда, мумиями они не были, но не переименовывать же успешный брэнд в «Глиняных болванов». Сценаристам пришлось напрячь извилины и вспомнить все, что они знали о Китае. Не лишним в их представлениях о Китае оказалась и одна из серий об Индиане Джонсе, явные цитаты из которого во время шанхайского эпизода так и бросаются в глаза, что особенно ярко проявилось в сцене погони по улицам вечернего Шанхая с неизбежным проползанием под днищем мчащегося грузовика, на этот раз замененного на колесницу императора. Другим воспоминанием о Китае стала Великая китайская стена, которая оказывается была возведена никем иным, как нашим императором, во время строительства приказавшим хоронить умерших прямо под стеной. Этот нюанс станет одним из тех неожиданных финтов, которые наполняют третью «Мумию», ведь именно им и предстоит в финале сразиться с армией терракотовых воинов. На этом знания сценаристов о китайской истории иссякли и тут они вспомнили о стране Шангрила, которая якобы находится где-то в Гималаях. Именно туда и решено было направить воскресшего императора, который должен был окунуться в чудесный источник вечной жизни для обретения бессмертия. А промежуточным этапом на пути к волшебной стране стал затерянный в горах храм, который должен указать путь в Шангрила. Там и состоялась главная битва героев и злодеев, а император продемонстрировал, как нарядно он умеет плеваться огнем, обращать воду в лед и повелевать снежными лавинами. Но к тому времени к семейному трио археологов присоединятся китайская девушка Линь (30-летняя Изабелла Люн, начавшая сниматься только в 2005 году, но уже успевшая сняться в 12 фильмах), которая принадлежит к древнему семейству, охранявшему гробницу императора, и знакомый нам по двум первым сериям «друг семьи» (Ханна), который будет всячески стараться внести в картину элементы комедии. То, что придумали сценаристы для битвы в храме, поражает до глубины души: они вызвали на подмогу героям ЙЕТИ (!!!) – самых настоящих снежных людей – этаких Кинг-Конгов в миниатюре, начинающих играть китайскими солдатами в американский футбол (по крайней мере один удар «мячом» над воротами присутствует).

Ну а дальше их фантазия разыграется вовсю. Рик от руки императора будет смертельно ранен, так что придется (при помощи йети в качестве вьючных животных) тащить его в Шангрила, где ему чудесным образом будет возвращена жизнь (привет профессору Джонсу-старшему). Там же их будет поджидать и волшебница Цуян, когда-то превратившая императора в статую, – она окажется бессмертной и матерью Линь по совместительству. Последнее немного расстроит Алекса, который уже положил глаз на девушку, но потом он решит не обращать внимания на разницу в возрасте (как-никак две тысячи лет). Но и это не станет последним супер-свингом сюжета, ведь император, добравшись до источника и окунувшись в водную прохладу, превратится – барабанная дробь – в трехглавого дракона (!!!). Пару раз полыхнет огнем, ударит о землю хвостом, схватит юную красавицу и улетит оживлять свое терракотовое воинство – ну ни дать, ни взять – Змей Горыныч. И тут уже нельзя не вспомнить о том, что убить эту неведому зверушку можно только волшебным кинжалом, который нужно вогнать по самую рукоятку в его злобное сердце. Ну и кончится вся эта катавасия эпохальным сражением «деревянных солдат Урфина Джуса» с «восставшими мертвецами», которые напоминают скелетов из «Пиратов Карибского моря» и «Язона и аргонавтов» пятидесятилетней давности. Так что зрелище будет увлекательным, кое-кто все-таки принесет себя на жертвенный алтарь победы, но «наши» как обычно победят и любовь восторжествует!

Таковы основные сюжетные перипетии третьей «Мумии». Видимо это и имел в виду режиссер картины Роб Коэн, гордо заявлявший накануне премьеры: «Это не сиквел, у нас полностью новый сюжет!» Но точно именно на это и сослалась Рейчел Вайс, мотивируя свой отказ от съемок тем, что ей не нравится сценарий. А его, между прочим, писали Альфред Гоу и Майлз Миллар, ответственные за появление «Смертельного оружия 4», «Шанхайского полдня», второй части «Человека-паука» и хитового сериала «Смолвиль», что, однако, не помогло им в сочинении достойной истории для третьей «Мумии». Брендан Фрейзер, вторая звезда «Мумии», отказываться от предложения не стал, так как его кинокарьера в отличие от Вайс двигаться вперед не спешила, и предложенный гонорар оказался вполне уместен. Но на четвертую часть франшизы Фрейзер уже не рассчитывал, и поэтому (видимо планируя передать эстафету) в картину и был введен сын Рика О’Коннела в исполнении Люка Форда, который до этого снимался преимущественно в сериалах. Режиссер двух первых «Мумий» Стивен Соммерс на этот раз решил ограничиться продюсерскими функциями, пригласив на место режиссера Джо Джонстона («Джуманджи»), но вскоре того заменили на Роба Коэна. Работа над фильмом затянулась, но когда к лету 2008 года он был готов, продюсеры столкнулись с серьезной конкуренцией в лице Индианы Джонс, новый фильм о приключениях которого должен был выйти в то же время: «Все зависит от трейлера. Моя задача показать публике что-то, что будет больше и лучше конкурентов. Люди должны увидеть, почему им надо обязательно пойти на наш аттракцион» (Роб Коэн). На съемки фильма ушло больше денег, чем на два первых фильма, вместе взятых (150 миллионов), но все-таки не смотря ни на что эти деньги все же окупились благодаря мировому прокату, где фильм собрал 200 миллионов долларов. Еще сотню собрал американский прокат, что говорит о том, что посетители кинотеатров все еще жаждут зрелищ, особенно если идут на проверенный продукт.

Так что если не придираться к сюжету отдельно от визуального ряда, фильм смотрится довольно сносно – погони, взрывы, ненавязчивые диалоги, колоритный злодей и знакомые герои. Технически все выглядит вполне достойно, музыка не напрягает, режиссура хоть и не блещет талантом, но все же выдает руку крепкого ремесленника. О выборе актеров стоит поговорить отдельно, так как тут все же имеются некие недоразумения. Джет Ли справился с ролью главного злодея на твердую пятерку, Мишель Йео выступает в привычном амплуа мудрой воительницы, правда, немного обидно, что им так и не дали как следует поколотить друг друга. Так что за Йео пришлось отдуваться Брендану Фрейзеру, от которого Джету Ли даже немного досталось. Но если Фрейзер остался почти тем же Риком О’Коннелом, которого мы знали прежде, то вот с другими членами семьи вышла неувязочка. Из-за того, что Фрейзер выглядит значительно моложе своих сорока, отец из него вышел неубедительный. Заменившая Рейчел Вайс Мария Белло (сериал «Скорая помощь» 1997-1998, «Бар «Гадкий койот» 2000, «Тайное окно» 2004, «Нападение на 13 участок» 2005, «Оправданная жестокость» 2005, «Башни-близнецы» 2006, «Выкуп» 2007), на которую Роб Коэн делал высокие ставки («Снова смотреть на Брендана и Рейчел было бы скучно. Уверен, Мария сделает эту роль своей»), выглядит гораздо старше экранного супруга, что выставляет ее не в лучшем свете, да и обаяния и у нее поменьше, чем у предшественницы. Поэтому она как-то незаметно отходит на второй план, уступая место Люку Форду, снимавшемуся до того преимущественно в телепроектах и имевшему лишь два полнометражных кинопроекта за плчами. Тут, правда, опять сказывается фактор моложавости Фрейзера: сын выглядит почти ровесником отца, и на первых порах это очень мешает сосредоточиться на чудесах сюжета. В остальном же он – обычный клон Фрейзера, только подешевле. Так что как ни старались создатели фильма, им, если говорить о других семьях знаменитых археологов, не удалось добраться не только до семейства Джонсов (Харрисон Форд и Шон Коннери), но даже и до Лары Крофт с папашей (Анджелика Джоли и Джон Войт). Но если с выбором двух этих актеров режиссер и прогадал, то вот с главной задачей он безусловно справился: каким-то образом он умудрился не затягивать такой насыщенный событиями фильм, уложившись всего в полтора часа экранного времени. При этом на фоне умопомрачительных сюжетных кульбитов и обширного использования спецэффектов он не забыл и о лирике, ненавязчиво проведя сквозь фильм вечную идею о семейных ценностях и крепости родственных отношений. Так что, если не обращать внимания на некоторые нюансы, вполне можно даже и получить некое удовольствие от этого фильма, хотя, конечно, второго просмотра третья «Мумия», в отличие от своих предшественников, не заслуживает.



Плюсы: при просмотре в большой компании в фильме можно найти миллион поводов для истерического смеха.

Минусы: Роб Коэн от былой славы не оставил и следа, потратив огромные деньги на создание дешевого аттракциона, что не помешало продюсерам задуматься о 4-й части.

Комментариев нет:

Отправить комментарий